Продолжаем наш рассказ о первой экспедиции Музея имени В.К. Арсеньева и группы ВГУЭС в рамках проекта «Коллекционируя Россию 2.0». Ростов Великий — один из старейших городов России, ведущий летоисчисление от 862 года… Одиннадцать с половиной веков истории. Этот небольшой, населением всего в 30 000 человек, город расположился веером вокруг величественного белокаменного сооружения — Ростовского кремля.
Это целый комплекс, возвращающий нас в XVII век. Погружаясь в его историю, мы за полдня не только восхитились красотой и величественностью, но и познакомились с умениями мастеров разных эпох, посочувствовали трагической судьбе памятника архитектуры и оценили труд людей, которые уже в наше время делают всё, чтобы память о нашем великом прошлом бережно сохранялась для нас и наших потомков.
Ростовский кремль был построен на берегу озера Неро в 1683 году по заказу Ионы (III) Сысоевича — митрополита Ростовского и Ярославского. Здесь был выстроен целый комплекс зданий для комфортной жизни митрополита: его белокамменные палаты, гостевой дом для пребывания царя, собор со звонницей, пять церквей, помещения для казны, столовая, холодильные склады, аптекарский огород... По заказу Ионы, резиденция должна была напоминать райский сад, окружённый белыми стенами. Осматривая это великолепие, мы видим, насколько велико было влияние церкви в те времена.
Ростовский кремль настолько хорошо впитал в себя величественный дух царской Руси, что даже «сыграл» старую Москву в Гайдаевском «Иван Васильевич меняет профессию» и в уже современном телесериале «Раскол». Гуляя по двору, то и дело ловишь себя на мысли, что буквально видишь, с какого балкона Бунша отправлял стрельцов «выбивать крымского хана с Изюмского шляха», встаёшь на место Милославского, который, перекрестившись, готовится прыгать с галереи, и слышишь, как на этих самых колоколах случайно исполняются «Подмосковные вечера». Знакомые с детства образы ещё больше погружают нас в атмосферу старой Руси и заставляют задуматься о веках истории, свидетелями которых стали эти стены.
Здесь нас знакомят с традиционными искусствами, сейчас кажущимися канувшими в Лету, но когда-то составлявших важнейшую часть культурной жизни. Настоящим открытием, например, становится то, что огромные фрески, занимающие все стены и своды огромных залов, оказывается, создавались за один день — пока сохнет штукатурка. Целые артели мастеров подробно выписывали библейские сюжеты и жития святых. Но не глазом единым… В Церкви Спаса на Сенях мы слушаем церковный хор, выступающий специально для нашей экспедиции. Даже малый состав заставляет целиком погрузиться в торжественность церковных песнопений, своей глубиной и чистотой удивительно дополняющих атмосферу храма.
Услаждение слуха продолжается и на улице: в Архиерейском дворе для нас проводят мастер-класс по колокольному звону. Современные мастера настолько виртуозно извлекают из колоколов звоны и переливы, что захватывает дух, и снова переносит куда-то в прошлое, в царские времена.
История Ростовского кремля была полна не всегда радостными событиями. После передела церковного устройства и переезда митрополита в Ярославль здания оказались запущены и стали требовать серьёзной реконструкции. Дважды он горел и был восстановлен после пожара, причем на пожертвования ростовского купечества и простых горожан. А в 1953 году весь комплекс испытал чудовищное потрясение — по Ростову прошёл смерч. Всего за две минуты он прошёл по городу и нанёс особенно серьезные повреждения кремлю. Почти на всех зданиях он поломал деревянные крыши, сбросил купола и колокола на землю, уничтожил мелкие постройки.
Уже тогда, несмотря на особые отношения советской власти и церкви, Ростовский кремль с его церквями и статусом бывшей резиденции митрополита воспринимался как ценный памятник нашей истории и культуры. Ростовская старина отзывалась в душе чем-то родным, тем, на чем рос, развивался и укреплялся русский народ. На восстановление были направлены лучшие архитекторы и реставраторы со всего Советского Союза. Благодаря их титанической работе мы и сейчас можем насладиться белокаменными стенами, величественными церквями, прекрасными фресками и переливами колоколов. Работы продолжаются и в новое время: восстановлен Конюшенный двор, ведется реставрация палат митрополита. Все для того, чтобы жители всей России могли глубже погрузиться в историю родной страны.
«Для нас уже стало привычным ездить в отпуск за границу. И если бы не эта экспедиция, мы бы, наверное, и не знали, что в нашей стране есть такое богатство. Фрески и колокола, конечно, производят очень сильное впечатление. Оказавшись здесь, проникаешься нашей культурой, хочется рассказать об этом своим знакомым и друзьям».