Громоздкая камера, штатив, тяжёлые ящики со стеклянными фотопластинами, а иногда даже целая портативная фотолаборатория… Всё это разъездной светописец рубежа XIX–XX веков должен был возить с собой. На Дальнем Востоке фотографы сталкивались и с другими проблемами: отсутствие хороших дорог, не самые удобные для съёмки погодные условия и, конечно, необходимость взбираться с оборудованием на маньчжурские сопки. Хотя холмистый рельеф позволял фотомастерам создавать удивительной красоты панорамы с верхних точек, для этого нужны были недюжинная выносливость и сила. Казалось бы, работа фотографа тех лет мало похожа на «женское дело». Но не стоит верить стереотипам: в фотолетопись нашего региона прочно вписано имя Агнии Павловны Динесс — первой женщины-фотографа Дальнего Востока.
Работы фотографа А. Динесс хранятся во многих дальневосточных музеях, в центральных музеях страны и частных коллекциях. Это имя хорошо известно исследователям, однако до недавнего времени склоняли его исключительно в мужском роде. Никому и в голову не приходило, что преодолевать обширные территории российского Дальнего Востока и Китая со своей фотоаппаратурой могла женщина. География снимков Агнии Павловны впечатляет: остров Сахалин, Петропавловск, Николаевск, Охотск, Аян, Благовещенск, Хабаровск, Посьет, Никольск-Уссурийск, Порт-Артур, Харбин, Дальний, Мукден, Пекин и многие другие места. Притом госпоже Динесс в ту пору было уже за 50.
Поездки стоили очень дорого, и Агния Динесс часто прибегала к помощи влиятельных лиц для организации путешествий. Среди них — Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков, его помощник А.С. Беневский, военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтербергер и агент Добровольного флота В.А. Терентьев. В свою очередь Динесс безвозмездно предоставляла фотографии для демонстрации главных достижений Приамурья на Амурско-Приморской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1899 года в Хабаровске и для представления российского Дальнего Востока на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Она работала и над другими государственными заказами, а также пополняла фотографические коллекции Императорского Русского Географического общества в Санкт-Петербурге и его Хабаровского отделения.
Зарабатывала на жизнь Агния Динесс исключительно фотографией. Постоянный доход ей обеспечивали фотоателье: сначала она создала одно в Благовещенске, а с 1894 года — и второе в Никольск-Уссурийске. В ателье госпожа Динесс работала зимой, а летом оставляла фотобизнес на помощника и отправлялась в путешествия. Кроме этого, она, как и многие дальневосточные фотографы того времени, подрабатывала продажей своих видовых снимков.
Агния Динесс работала во всех распространённых в ту пору направлениях фотографии: студийный портрет, пейзаж, фотосъёмка городских панорам, фотография этнографическая и индустриальная, архитектурная и интерьерная. Снимала она и в жанре зарождающейся в ту пору репортажной фотографии. Сюжеты её ранних фотографий: виды Приамурских золотых приисков, каторжная тюрьма на Сахалине, Уссурийская железная дорога, групповые портреты аборигенов и панорамы строящихся городов.
Когда в начале XX века Динесс в качестве фотографа этнографической экспедиции Академии Наук попадает в Китай, характер её работ меняется: она с упоением снимает русские корабли на фоне живописных сопок Порт-Артура и восточную экзотику — китайские дворцы, храмы, кумирни, их внутреннее убранство. И всё это с потрясающим художественным вкусом и чувством композиции.
Личность этой уникальной женщины до сих пор остаётся загадкой для исследователей: сведений о жизни Динесс почти не сохранилось. Есть версия, что она была женой почтово-телеграфного чиновника и увлеклась фотографией после смерти мужа. Известно, что, обосновавшись в Благовещенске, женщина в начале 1890-х годов открыла свое ателье «А.П. Динесс на Амуре». Первый же серьёзный правительственный заказ фотографу Динесс — создание серии фотоснимков с видами Приамурских золотых приисков для Благовещенской золотопромышленной выставки 1891 года, приуроченной к визиту цесаревича Николая Александровича. Позже Агния Динесс открыла второе фотоателье в Никольск-Уссурийске, а затем отправилась в рисковое путешествие по всему Дальнему Востоку, чтобы сделать серию видов и типов этих мест.
Даже с именем госпожи Динесс существует путаница. В разных источниках она упоминается по-разному: Агнесса, Агния, Аглая. Широкой публике Динесс была известна под именем Агнесса, но одно из своих писем А.С. Беневскому она собственноручно подписывает именем Агния. Узнать, как выглядела Агния-Агнесса Динесс, мы не можем — на данный момент не найдено ни одного её фотопортрета, — и неизвестно, где и когда фотомастерица окончила жизненный путь. Загадки личности и судьбы Динесс ещё только ждут дотошного исследователя, которому удастся их разгадать.
А сегодня мы можем познакомиться с творчеством этой авантюрной женщины, которая оставила потрясающий архив фоторабот с видами Дальнего Востока конца XIX – начала XX веков.