Архитектура – это не только форма, это поле, где отпечатывается человеческая деятельность. Можно сказать, что художественные особенности домов и заводов, магазинов и парков отражают вкусы хозяев, рассказывают об их социальном положении и даже о мировоззрении. В то же время только человеческие рассказы, связанные с архитектурой (как и с историей), могут оживить ее.
Биргитта Ингемансон
24 апреля в Музее открылся выставочный проект «Вызов забвению: опыт археологии утраченного». Поучаствовать в проекте может любой горожанин, рассказав свои воспоминания об уже утраченной или измененной архитектуре Владивостока. «Если вы для себя вдохновитесь здесь и захотите рассказать какую-то свою историю, или предложить что-то, или у вас будут свои размышления — на этой выставке диалоги будут обустроены, делитесь. В конце концов, это наш общий город и ответственность за него у нас коллективная — у кого-то больше, у кого-то меньше, но она, в общем-то, на каждом из нас» — Виктор Шалай. Своими впечатлениями гости поделились уже на открытии выставки.
Специалист по охране и реставрации памятников архитектуры Анна Мялк: «Эта выставка всколыхнула воспоминания. Уже даже на протяжении моей жизни город очень сильно изменился. Правильно сказал Виктор, что молодые люди не могут ощущать то, что ощущали мы – когда я была студенткой мы ходили в кинотеатр «Летний», гуляли по этим скверам около памятника Невельскому, ели мороженое в этом кафе на Светланской. Хотя сейчас город привели в порядок к саммиту, как-то облагородили, подремонтировали, дух старого Владивостока всё равно он постепенно уходит, и это очень печально. Мне бы очень хотелось передать в этом проекте свои воспоминания, свою любовь к городу и желание как-то бороться с тем как город изменяется сейчас».
Писатель и журналист Василий Авченко: «Мне кажется, важно, что эта выставка — тот случай, когда события культурного характера напрямую связаны с процессами, происходящими в городе. Сейчас, на самом деле, это очень накаленный вопрос — с одной стороны, точечная застройка, с другой —разрушение осколков старого города. Сейчас об этом говорят все, мы видим скандал возле домика Элеоноры Прей, скоро начнутся баталии на Орлином гнезде; я был на заседании только что созданной Общественной палаты Приморского края, и первый вопрос, который она обсуждала — это как раз борьба с точечной застройкой, борьба с этим архитектурным беспределом, который происходит в городе. А здесь, на «музейном фронте», мы видим поддержку каким-то здоровым позитивным городским силам и, кроме того, глубокое культурологическое обоснование. Я жил в восьмидесятые годы во Владивостоке, но сейчас, когда я смотрю на фотографии тех лет, для меня это открытие — а прошло всего лет тридцать. Вроде бы я это должен помнить, но я смотрю на эти фотографии как на другой город. Что уж говорить о фотографиях столетней давности. Я вот уже не помню кинотеатр «Родина», например, который здесь представлен, а есть гораздо более старые объекты, хотя город молодой. Очень важно для меня попробовать почувствовать какой-то целостный образ старого Владивостока, потому что сейчас я вижу какие-то кусочки, элементы мозаики — как ученые по одному позвонку восстанавливают какого-нибудь питекантропа или стегозавра, так и нам приходится домысливать, каким город был. А здесь это дано, можно смотреть, вдохновляться, искать — что осталось в реальном пространстве, а что ушло. Еще я слышал, что выставка должна быть интерактивной, что люди должны участвовать в ней, дополнять её — и это интересное направление».
Генеральный консул США во Владивостоке Эрик Холм-Олсен: «Я бы сказал во-первых, что сейчас я житель города, и поэтому выставка интересна мне как жителю города — я могу посмотреть, каким был Владивосток в прошлом. И, думаю, очень интересно, что есть разные способы представить правду на выставке — есть объективная правда, через фотографии и картины, есть официальная правда через документы и, насколько я понимаю, будут личные истории жителей — это третий способ представления исторической правды, способ подумать о городе. Меня лично на выставке интересует общая история города Владивостока».