Собрание Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева многогранно по содержанию. В одном лишь фонде изобразительных источников находится более двух тысяч музейных предметов. Среди них выделяются живописные и графические работы приморских художников, отражающие разнообразные аспекты исторического и художественно-культурного развития региона.
В коллекции, характеризующей приморское изобразительное искусство первой трети ХХ века, есть и произведения Николая Максимовича Штуккенберга – капитана дальнего плавания, первого на Дальнем Востоке художника-мариниста.
Н.М. Штуккенберг был вхож в круги интеллектуальной элиты Владивостока. Знаком со многими известными людьми города, в том числе с В.К. Арсеньевым, семьей предпринимателей и общественных деятелей – Бринеров. Являлся организатором и экспонентом ряда художественных выставок, проходивших в крае.
В творческом портфеле мастера – портреты кораблей, пейзажи, многочисленные натюрморты.
Есть произведения философского звучания, в которых преобладает язык предметных аллегорий. В этом контексте любопытны две работы, выполненные художником в жанре миниатюры в 1920 гг. Это «Натюрморт с черепом» и «Форма моряка с черепом».
Не существует строгих правил, говорящих о том, как нужно читать натюрморты Vanitas: зритель угадывает на холсте те символы, которые хочет видеть. Каждый предмет – часть композиции, и его можно интерпретировать по-разному в зависимости от контекста и общего послания натюрморта.
В творчестве Штуккенберга эта тема возникает не случайно. Натюрморты, о которых идет речь, художник выполняет под влиянием роковых событий первой четверти ХХ в. – революций и Гражданской войны. Об этом свидетельствуют оставленные на миниатюре «Натюрморт с черепом» авторская подпись и год создания работы: «Н.Ш. 1919.».
Композиционной доминантой обеих работ выступает череп, вокруг которого с помощью вещественных атрибутов выстраиваются истории. В первом случае это предметы христианского культа: терновый венец, кадило, книга.Во втором флотский реквизит: флаг, форма, кортик. Обе композиции напоминают о неизбежности смерти, отражают канувший в Лету государственный порядок и революционную смуту.
Данные миниатюры не имеют известных аналогов в творчестве художника. Они происходят из личного собрания мастера. В 1960 г. были переданы в музей женой Н.М. Штуккенберга – В.М. Бовкевич. На сегодняшний деньв фондах Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева находится 53 произведения Николая Максимовича.