Выставка религиозной деревянной скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи работает в Приморском государственном объединенном музее имени Арсеньева. Выставка – часть масштабного проекта «Коллекционируя Россию», который музей реализует в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина по программе «Музейный десант». В Хабаровском краевом музее проект будет доступен публике в августе-сентябре.
- 18 августа (пятница) в 17:00 – авторская экскурсия от руководителя отдела исследований музея Веры Кавецкой
- 19 и 20 августа (суббота и воскресенье) в 12:00, 14:00 и 16:00 – авторская экскурсия от руководителя отдела исследований музея Веры Кавецкой и обзорная экскурсия по музею.
20 мая (суббота) НОЧЬ МУЗЕЕВ:
Освоение русскими дальневосточных земель началось в историческом масштабе не так давно, поэтому многие художественные традиции и промыслы были привнесены на территорию извне, а некоторые (в частности, резная скульптура из дерева) так и не прижились. Традиция резной деревянной скульптуры на Дальнем Востоке сохранилась в основном как элемент религиозного культа малочисленных коренных народов, реликт в современном культурном пространстве региона.
Совсем другая история у деревянных скульптур в Пермском крае. На выставке представлены 35 экспонатов и сопровождающие фото- и видеоматериалы, позволяющие не только представить феномен религиозной деревянной скульптуры, но и регион – Пермский край – где она возникла.
История пермской деревянной скульптуры, её развития и бытования драматична, как и история православной деревянной скульптуры в России в целом. Она знала периоды подлинного расцвета и популярности. А были периоды, когда резные иконы – «иконы на рези», в отличие от «икон на красках», и даже само понятие объемной резьбы были под строгим запретом. Это были времена борьбы русской православной церкви с католическим влиянием – «латинянством», расколом, когда скульптуры – «болваны повапленные» изымались из храмов. Но проходило время и скульптуры вновь возвращались в храмы, киоты, иконостасы.
В «пермских богах» по-своему воплощены и соединены самые разнообразные события Пермский земли. Этому способствовали и культурные пересечения. Пермский край – край поздней христианизации. На языческую «почву» в ХV веке легло православие, соединилось с культовым искусством Севера. оллекция была собрана в основном первыми музейными экспедициями 1920-х годов, когда закрывались и разрушались церкви. Первый исследователь, собиратель памятников – Николай Николаевич Серебренников.
Пермская деревянная скульптура не так часто выезжала за пределы края – она была показана в Москве, Осаке, Париже, Лионе, Берлине и Брюсселе. Сегодня у жителей и гостей Дальнего Востока есть возможность познакомиться с «пермскими богами».
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина:
<…Мы надеемся, что горизонтальное межмузейное сотрудничество поможет укреплению социальной идентичности и чувства гордости за страну. Уже стала хорошей традицией организация в регионах выставок столичных музеев – Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, что делает уникальные коллекции доступными для более широкой аудитории. Но музейная карта России гораздо многообразнее: региональные музеи через свои коллекции зачастую даже в больше степени отражают особенности развития территорий. Поэтому важно взаимодействовать с отдаленными регионами, позволяя людям знакомиться с историей большой страны, не совершая дальних путешествий…>
Выставка «Пермские боги» продолжит знакомить приморцев с той самобытной частью российской культуры, которая не присутствует на Дальнем Востоке. В прошлом году музей представил коллекцию русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из Муромского историко-художественного музея. В планах Приморского музея имени Арсеньева ежегодные гастроли музеев из западной части России. Проект рассчитан на пять лет.
Виктор Шалай, директор Приморского музея имени В.К. Арсеньева:
<…Коллекция деревянной религиозной скульптуры из Пермской художественной галереи – это уникальная страница русского культурного наследия, повествующая о смешении языческих и христианских традиций у северных народов. На Дальнем Востоке, где музеи появились намного позже, чем в европейской части страны, просто нет подобных экспозиций. Оказавшись в Москве или Санкт-Петербурге, наши земляки, конечно, идут в Третьяковскую галерею и Эрмитаж, но вот в Перми или Муроме, например, мало кто бывал или побывает в перспективе…>
Проект предполагает различные способы консолидации регионального музейного сообщества: организацию диалога и обмена опытом на профессиональной площадке, поиск и отработка новых технологий проектирования и реализации совместных проектов – выставочных, образовательных, исследовательских, издательских. В день открытия выставки, 16 мая, состоялся круглый стол «Выставочная политика региональных музеев: основы, содержание и проблемы». Модератор – Копылов Леонид Юрьевич, руководитель Фонда друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, город Санкт-Петербург. Участники круглого стола: сотрудники Пермской художественной галереи, Хабаровского краевого музея имени Гродекова, приморских музеев, представители Благотворительного фонда Владимира Потанина и др.
8 КАНАЛ Владивосток:
ОТВ-Прим (прямое включение в эфир):
Вести-Приморьe:
ВЕСТИ-Пермь:
Материалы в СМИ по теме: