В рубрике «Новые поступления» представляем графические листы Вадима Быкова, поступившие в дар музею от художника. Этот дар оказался символическим жестом человека большого таланта: 3 февраля 2023 года Вадим Быков ушел из жизни.
Вадим Петрович Быков родился в 1951 году. Окончил Владивостокское художественное училище (преподаватель Ф.Г. Зинатулин, замечательный график, которого в одном из своих интервью он назвал одним из главных учителей). В. Быков жил и работал в Находке.
Основные темы посвящены Чукотке, северным границам, морю. Вадим Быков начал участвовать в выставках с 1980-х годов. Искусствовед из Москвы Н. Данилов написал о нем: «Вадим Быков, художник из дальневосточного города Находки, в разговоре со мной назвал себя романтиком. Он и в самом деле романтик в том изначальном значении слова, каким когда-то окрестили неуспокоенных, жадных до работы, до новых впечатлений людей. Художником, кстати, Вадим стал не сразу, а после того, как познал вкус соленого тихоокеанского ветра, исходив на судах многие мили морских дорог. Смотришь на его спокойное, открытое, оттененное русыми волосами лицо и думаешь, как подчас прихотливо складывается судьба человека. Жил себе обстоятельно в российской глубинке, а потом вдруг неведомая сила взяла да и занесла его за тридевять земель от родной Брянщины. И тема дальневосточного края, его благодатной природы стала одной из основных в творчестве».
Набрав натурного материала, В. Быков отправлялся на творческую дачу «Челюскинская», где работал неоднократно. Именно там реализовал циклы работ, замысел которых был рождён в поездках. Отправляясь в рейсы из порта Восточного на Чукотку, он создавал натурные зарисовки карандашом, акварелью. Его увлекла фигура Витуса Беринга как отправная точка в одной из любимых тем — освоения Дальнего Востока. Чукотка — ещё одна из любимых тем, а третья тема, начатая в 1984 году, — дальневосточная граница. Дом творчества давал возможность Быкову работать в разных техниках эстампа — литографии, офорте, акватинте, мягком лаке.
Статус выставок в списке выставочной деятельности говорит о том, что произведения В.П. Быкова были приняты самыми взыскательными комиссиями: с 1980 г. участник зональных выставок «Дальний Восток», 1981 — персональная выставка в Доме творчества «Челюскинская», 1983 -Всесоюзная выставка «65 лет Вооруженным силам СССР» (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Болгария), 1984 — Всесоюзная выставка «Всегда начеку» (Москва), 1984 — 3-я Всероссийская выставка эстампа (Уфа), 1985 — 7-я Республиканская выставка «Советская Россия», 1985 — Республиканская выставка «Художники России — БАМу», 1985 — выставка «Молодые художники к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов» (Москва) и др.
В серии «Чукотка» выявлены особенности северной местности, показан человек в специфических обстоятельствах. К тому времени, когда Быков начал заниматься этой темой, художественное освоение Севера уже произошло. В произведениях разных жанров Север представал величественным и в то же время подчиняющимся человеку.
Литография, менее трудоемкая в техническом отношении, дала В. Быкову свободу в разработке мотива. За счет лаконичного языка черно-белой графики, контраста больших плоскостей белого — зимних заснеженных перевалов и равнин — и локальных пятен и штрихов черного — санных полозьев, оленьей упряжки, тоновой нюансировки изображения — художник добивался особого пространственного эффекта, который точно передавал специфику местности.
«Брянщина, Рязанщина, Смоленщина, Орловщина — издревле русская земля. Не сама ли она питает живородящими соками российское искусство, вселяет в своих сыновей дух бродяжничества…».
В коллекцию музея поступили работы разных циклов: «Земля дальневосточная», «Чукотка», «Океан», «Граница», иллюстрации к книге «Мои путешествия», листы серии, посвященной Японии. В них творчество художника предстает во всем многообразии тем и сюжетов.