Транзит: Сомерсет Моэм

20 сентября 2021

Британский писатель и шпион Уильям Сомерсет Моэм побывал во Владивостоке в 1917 году, хотя и провёл здесь всего несколько часов перед тем, как двинуться дальше на Запад. Он прибыл паромом по морю, чтобы вечером уехать на поезде в Петроград — конечный пункт своего путешествия.

Уильям Сомерсет Моэм
Уильям Сомерсет Моэм

К началу Первой Мировой войны Моэм успел стать известным писателем, и в этом качестве его завербовали в британскую разведку. Секретные службы нередко обращались к услугам широко известных деятелей искусства — они не вызывали подозрений, пользовались большой популярностью как на родине, так и за рубежом, а также с легкостью могли получить разрешение на посещение территории другого государства и завести там необходимые связи. Именно в качестве агента МИ-6 Моэм посетил Владивосток в августе 1917 года. Он должен был добраться до Петрограда, собрать информацию об интересах внутрироссийских сил и разработать план, который помог бы не допустить свержения Временного правительства Александра Керенского и выхода России из Первой Мировой войны.

 

Получив предложение выполнить это задание, писатель с радостью откликнулся на него: «Я обожаю путешествия! <…> И решил про себя: а почему бы не прокатиться в Россию? Я всегда, кстати, восхищался их писателями». Под видом репортёра с кодовым именем «Соммервиль» Моэм отправился через США и Японию в Россию.

Обходной путь был выбран для того, чтобы выйти из-под наблюдения немецкой разведки — Америка и Япония были союзниками Великобритании в Первую Мировую войну и спецслужбы этих стран могли гарантировать безопасность Моэма.

В Россию он прибыл в компании ещё четырёх агентов МИ-6. Чтобы не вызывать подозрений у российской контрразведки спутники разделились и отправились в Петроград по одиночке. Во Владивостоке Моэм провёл меньше суток, поэтому о его знакомстве с российским портом-крепостью известно совсем немного.

Писатель часто использовал автобиографические сюжеты для создания своих произведений, поэтому и отдельные события российской миссии и визита во Владивосток он отразил в сборнике шпионских рассказов «Эшенден или Британский агент», опубликованном впервые в 1928 году. Например, в нём описано прибытие главного героя во Владивосток.

Уильям Сомерсет Моэм
Уильям Сомерсет Моэм

«Эшенден или Британский агент», Сомерсет Моэм:

«Когда Эшенден поднялся на палубу и увидел впереди низкий берег и белый город, он почувствовал приятное волнение. Утро только начиналось, солнце едва встало, но море было зеркальным, а небо голубым. Уже становилось жарко, и день обещал палящий зной. Владивосток. Ощущение возникало такое, что ты и правда очутился на краю света. Позади Эшендена был долгий путь — из Нью-Йорка в Сан-Франциско, на японском пароходе через Тихий океан в Иокогаму, затем из Цуроги на русском пароходе — он единственный англичанин среди пассажиров — по Японскому морю на север. Из Владивостока ему предстояло отправиться на транссибирском экспрессе в Петроград. Такого важного поручения он еще не выполнял, и ему нравилось чувство ответственности, которое оно в нём вызывало».


Уильям Сомерсет Моэм

В автобиографии писателя пребывание во Владивостоке отражено всего несколькими замечаниями. Моэм вспоминал, что в ресторане он заказал себе борщ и рюмку водки и остался недоволен обслуживанием. После ужина писатель отправился на перрон, ожидая отправления поезда.

«Эшенден или Британский агент», Сомерсет Моэм:

«Поезд отходил в полночь, и Эшенден пообедал с Бенедиктом в вокзальном ресторане, который, похоже, был единственным местом в этом невзрачном городе, где можно было прилично поесть. Там было полно народа; обслуживали же клиентов невыносимо медленно».

Несколько часов, проведённых Сомерсетом Моэмом во Владивостоке, никак не повлияли на город. Точно также Моэм не смог повлиять и на Россию.


Фотооткрытка. Владивосток. Здание железнодорожного вокзала. 1910-е годы.

Его миссия провалилась: революция в России произошла, а спустя какое-то время страна вышла из Первой Мировой войны, подписав сепаратный мир с Германией. Результатом разведывательной деятельности писателя в России стали подробные донесения о событиях внутри страны. Однако из-за проблем со здоровьем Моэм не смог принять участие в осуществлении собственного диверсионного плана, оставил службу в разведке и вернулся к писательскому труду.  Его шпионская жизнь оказала гораздо больше влияния на литературу, чем на политику, и стала неиссякаемым источником вдохновения для новых произведений. Свою лепту в его творчество внёс и кратковременный визит во Владивосток.

Фотооткрытка. Владивосток зимой. Железнодорожный вокзал. 1920 год.
Фотооткрытка. Владивосток. Шаланды. 1918-1920 годы.
Открытка. Шлюпочная пристань во Владивостоке. Издательство Магазина «Открытка» во Владивостоке. Начало XX века.
Открытка. Владивосток. Набережная у Адмиральского садика. Издательство Магазина «Открытка» во Владивостоке. Начало XX века.
Фотооткрытка. Владивосток. Панорама с видом на шлюпочную пристань и центр города. 1918-1922 годы.