Уже почти 120 лет архитектурный и исторический облик центра Владивостока дополняет дом на пересечении двух старейших улиц города, Светланской и Алеутской. Здание, в котором сейчас расположен Главный корпус Музея истории Дальнего Востока, было построено в 1902–1903 годах и на протяжении долгого времени носило имя предпринимателя и мецената — Василия Петровича Бабинцева.
Василий Бабинцев родился в 1838 году в городе Вятка в семье ремесленников. В юности он увлёкся торговлей, и уже в 1860-х годах был доверенным крупного петербургского купца Николая Русанова на Амуре. Немногим позже он начал самостоятельную купеческую деятельность в Николаевске (современный Уссурийск), а в 1884 переехал во Владивосток, где стал представителем фирмы «Чурин и Ко» — одной из крупнейших торговых компаний Дальнего Востока. В скором времени Бабинцев вошёл в круг богатейших людей города и начал активно вкладывать свои ресурсы в экономическое и культурное развитие города. Он стоял у истоков акционерного «Уссурийского горнопромышленного общества», был председателем Владивостокского Биржевого комитета и активно участвовал в общественной жизни города как церковный староста Успенского кафедрального собора и член строительного комитета Покровской церкви. Кроме того, Василий Петрович являлся действительным членом Общества изучения Амурского края. Он внёс 800 рублей на строительство научного музея Общества и в 1896 году подарил ОИАК шесть картин местного художника Вольского.
Участок под доходный дом на Главной улице Владивостока Бабинцев приобрел 13 июня 1892 года, но строительство началось только в 1902 году. Доходные дома были достаточно популярной формой вложения средств и получения прибыли во второй половине XIX – начале XX в. Это были многоквартирные дома, построенные специально для сдачи в аренду площадей под торговые предприятия, конторы и жилые квартиры. Они приносили владельцу стабильный доход, хотя окупались достаточно медленно.
Из-за своей распространённости доходные дома влияли на архитектурный облик городов Российской империи. В молодых городах Сибири и Дальнего Востока — таких, как Владивосток, — они могли определять весь городской пейзаж. Строительством Дома Бабинцева занялся ещё один вятич, гражданский архитектор и инженер Владимир Антонович Плансон. Он участвовал в создании многих городских объектов — ипподрома, доходного дома купца 2-й гильдии Готлиба Егоровича Штейнбаха, штаб-квартиры компании «Торговый Дом Кунст и Альберс», здания Владивостокского отделения Государственного банка и других.
Дом Бабинцева создавался с использованием архитектурно-художественных мотивов классицизма и ампира, Г-образное трёхэтажное здание построено из красного кирпича под штукатурку. Архитектурные решения выполняли не только эстетическую функцию, но и отвечали практическому предназначению здания — огромные окна первого этажа проектировались для размещения витрин магазинов. И сейчас, прогуливаясь по центру Владивостока, можно обратить внимание на вид музейных экспозиций, который открывается за стеклом этих окон.
В 1904 году Василий Бабинцев начал сдавать помещения в аренду под магазины и конторы. К 1910 году он передал руководство доходным домом своему сыну, Анатолию Васильевичу Бабинцеву. В период с 1904 по 1922 годы в доходном доме Бабинцева размещались более 30 разных фирм и торговых представителей. В здании располагались магазины одежды, обуви и украшений: магазин обуви Лысенко, магазин мануфактурных товаров «Тимофея Кацепова сыновей», фабричный магазин готового платья Товарищества Гольдштейн и Апинянский. Элитные товары представляли две фирмы — мастерская и ювелирный магазин французской фирмы братьев Сеннет (Sennet freres), а также ювелирный магазин братьев Вирт.
Дом Бабинцева скоро стал финансовым центром Владивостока. В июне 1909 года в здании разместилось правление Сибирского Торгового банка — одного из старейших русских акционерных коммерческих банков. По состоянию на 1913–1914 годовой доход банка превышал 4,5 миллиона рублей, а общий капитал составлял 286 миллионов. Только за аренду помещения Бабинцев получал от Сибирского Торгового банка 9 тысяч рублей в год.
На протяжении долгого времени в доме находились конторы зарубежных дипломатов, в которых они принимали посетителей и занимались коммерческой деятельностью. Вице-консула Греции Ламбро Амбанопуло знали во Владивостоке не только как дипломатического представителя, но и как успешного предпринимателя. Он был одним из членов правления Владивостокского купеческого общества взаимного кредитования и главным агентом страхового агентства «Саламандра», которое располагалось в Доме Бабинцева. Официальным представителем Норвегии и Швеции во Владивостоке был королевский консул Иван Эриксон. Он арендовал помещение в Доме Бабинцева, где принимал посетителей как в качестве дипломата, так и по вопросам, связанным с коммерческой деятельностью: Эриксон был торговым агентом северного пароходного общества и председателем съезда лесопромышленников Приамурского края.
В 1917–1922 годах дом оказался в эпицентре трагических событий Гражданской войны. Ожесточённая борьба за власть разворачивалась прямо на центральных улицах Владивостока: на перекрестке улиц Светланской и Алеутской неоднократно проходили вооружённые столкновения. Напротив Дома Бабинцева располагался один из центров управления Владивостоком — здание Приморской областной земской управы. Белогвардейцев и японских интервентов не устраивало, что управа находилась под сильным влиянием большевиков, и в ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японские солдаты атаковали здание. По воспоминаниям очевидцев, именно у Дома Бабинцева было установлено артиллерийское орудие для обстрела земской управы. Год спустя, 26 мая 1921 года, братья Меркуловы организовали белый переворот, и события вновь развернулись рядом с доходным домом. В соседствующей с ним гостинице «Централь» располагался штаб заговорщиков во главе с генералами Лебедевым и Глебовым, которые планировали захват управы.
После отступления японцев оставшимся в меньшинстве белогвардейцам не удалось удержать власть в Приморье, и 25 октября 1922 года по Алеутской улице торжественным маршем прошли войска Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Из окон бабинцевского дома можно было увидеть трибуну, с которой командующий Народно-революционной армией Иероним Уборевич провозгласил установление советской власти на Дальнем Востоке.
Началась новая эпоха в истории дома. Сибирский торговый банк и частные фирмы были национализированы. Какое-то время в здании размещались губернский финансовый отдел и фондовая комиссия Совета труда и обороны, а в 1930 году Дом Бабинцева занял Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Биологический музей ТИНРО, как и Музей истории Дальнего Востока, был создан благодаря работе Общества изучения Амурского края. Он принимал посетителей до переезда института в новое здание в 1976 году.
В 1977 году в здании разместился музей Ленина, а затем Дом Бабинцева стал Главным зданием Музея имени Арсеньева. Узнать больше о судьбе дома, города и края сегодня можно в Главном корпусе Музея истории Дальнего Востока (ул. Светланская, 20).