Музейное дело при советской власти активно развивалось, так как музеи считались одной из лучших форм сохранения материального и духовного наследия страны и регионов, а также площадкой открытых для широких масс. 1920–30-е гг. считаются золотыми десятилетиями и количество музеем по стране насчитывалось более 600. Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нарушила все планы и порядки. Под новые условия пришлось подстраиваться и музеям.
За годы войны у музея сменилось два директора: Е. Н. Копейкина (1941–1944 гг.) и А. С. Запорин (1944–1953 гг.). Екатерину Николаевну можно считать человеком с активной жизненной позицией, потому как в период работы на должности директора она была заведующей районным отделом народного образования Ленинского района Владивостока, а также в 1940–1943 гг. работала заместителем председателя Ленинского райисполкома г. Владивостока.
В 1942 г. выходит декрет «О мерах по сохранению фондов музеев и библиотек в военных условия», согласно которому необходимо было выделить самые ценные фонды в случае эвакуации. Несмотря на военную обстановку, музей продолжал жить и приносить благо обществу. Об этом может говорить то, что уже к 1942 г. в залах Приморского государственного областного музея появляется отдельная экспозиция «Великая Отечественная война», где были выставлены немецкие трофеи, привезенные приморской делегацией с Ленинградского фронта. Немного позднее, в декабре того же года, Комиссия Ленинского района г. Владивостока в здании музея проводила работы по сбору новогодних подарков бойцам Ленинградского фронта.
В 1944 г., когда директором стал А. С. Запорин, Александр Сергеевич опубликовал статью «Музей и школа», где были приведены достаточно любопытные факты о музее. Например, на момент выхода статьи в фондах хранения насчитывалось 57 000 предметов. Кроме того, в работе отмечалось, что в 1943 г. музей посетило 16 тыс. учащихся. По мнению А. С. Запорина, директора и учителя школ недооценивают музей, поскольку он не только выступает как «наглядный пример», но и может помочь в воспитании подрастающего поколения, а также углубить и расширить знания детей.
В 1937–1939 гг. директором музея являлся Н. И. Колбин. Николай Иванович родился 19 декабря 1905 г. в селе Истюбинском Вятской губернии. В 1924 г. окончил реальное училище в Чите, к осени 1928 г. приехал во Владивосток и поступил на педагогический факультет Дальневосточного государственного университета, который окончил в 1931 г. На протяжении 1930-х гг. Н. И. Колбин работал в разных местах: в газетах «Красное знамя», «За пролетарские кадры», в альманахе «Советское Приморье», а также в музее, где всего пару лет занимал должность директора.
В годы Великой Отечественной войны Н. И. Колбин служил на Тихоокеанском флоте, в политуправлении. Николай Иванович достаточно много писал. В ноябре 1938 г. в газете «Красное знамя» выходит его статья «Константин Суханов». 1948 г. в Приморском книжном издательстве вышел его роман «Партизаны». С 1953 г., уже будучи полковником, Н. И. Колбин служил в Севастополе. Умер в 1955 г. В фондах музея хранится еще одна интересная рукопись автора – «Сергей Лазо», – созданная во Владивостоке в 1947 г. Надпись на внутренней стороне папки, сделанная С. Ф. Крившенко, гласит: «Эта рукопись романа Николая Колбина была передана родственниками писателя в писательскую организацию в начале 70-х годов (отв. редактором тогда был Л. Н. Князев). Чтобы она не исчезла бесследно, передаю ее музею им. В. К. Ареньева, где когда-то небольшой период Н. Колбин был директором музея».
После смерти Н. И. Колбина, помимо рукописей, в музей была сдана небольшая коллекция газет 1920-х гг.: «Дальневосточная республика», «Приморский крестьянин», «Рабочий путь?», «Красный молодняк» и т.д.
Незадолго до начала войны директором музея не очень длительный срок был Е. С. Березовский (1939–1941 гг.). Евгений Степанович родился 25 декабря 1906 г. в селе Цаган-Улуй Читинской области. В апреле 1941 г. был призван на фронт и служил майором в 15-й армии Дальневосточного фронта. Е. С. Березовский возвращается с фронта не позднее осени 1945 г., о чем говорят его фотографии с сотрудниками музея.
На фото: Екатерина Николаевна Копейкина и Евгений Степанович Березовский, два директора музея им. В.К. Арсеньева. Владивосток. 1944 г.
И. П. Бондаренко работал в музее в 1937–1942 гг. Иван Петрович предположительно родился в начале октября 1922 г. в с. Вербовка Красноармейского района Приморского края. По окончании школы пошел работать в музей им. В. К. Арсеньева художником. Характеристика с места работы говорит о том, что изначально И. П. Бондаренко поступил на сдельную художественно-оформительскую работу. К 1940 г. был назначен художником-макетчиком, а к 1941 г. стал заведующим художественного отдела. Незадолго до войны Иван Петрович успел окончить московские Высшие музейные курсы, однако в 1942 г. был призван на фронт.
Спустя два года после окончания войны Иван Петрович возвращается из армии. С 1947 г. И. П. Бондаренко работал в «Приморскуголь» и ушел на пенсию в 1996 г.
На фото: Информационно-аналитический еженедельник «Шахтер», от 7 мая 1999 года со статьей «Лицом к лицу с войной» об Иване Петровиче Бондаренко. Владивосток. 1999 г.
Вместе с И. П. Бондаренко в музее работал и Ю. П. Медведев. Юрий Петрович предположительно родился в 1916 г. в Москве. В 1937–1940 гг. участвовал в разведках и раскопках памятников бронзового века на р. Оке и к 1940 г. окончил музейное отделение Института культуры в Ленинграде. Будучи сотрудником музея, также не прекращал заниматься археологическими изысканиями. Так, Юрием Петровичем в 1941 г. на правом берегу р. Песчанки в 1,5 км от станции Угольная за мостом была собрана целая коллекция керамики, которая относится к эпохе раннего железного века (1 тыс. до н.э.)
В том же году Ю. П. Медведев принял решение уйти на фронт. Есть предположение, что он не подлежал призыву по зрению, однако это произошло. К сожалению, Юрий Петрович так и не вернулся с войны. В марте 1942 г. Медведев был объявлен пропавшим без вести, но позднее установили, что он погиб в бою. Ю. П. Медведев был похоронен в братской могиле в г. Гагарине Смоленской области.
В послевоенные годы в музее им. В. К. Арсеньева работало немало людей, прошедших войну. Одним из таких был В. Л. Левицкий, который являлся племянником Константина Суханова, известного революционера. Владимир Леонидович родился 18 июля 1910 г. во Владивостоке в семье титулярного советника Леонида Николаевича Левицкого и Анны Александровны Левицкой. С 1940 г. Владимир Леонидович служил в составе 5-й учебной танковой бригады. Когда началась война, Левицкий был призван и с 1942 г. воевал в 38-й стрелковой бригаде.
В 1950-х гг. В. Л. Левицкий работал в музее им. В. К. Арсеньева и в 1957–1959 гг. занимал должность директора музея. Период его трудовой деятельности ознаменован множеством событий. Именно В. Л. Левицкий написал докладную записку «Об организации Дома-музея А.А. Фадеева в селе Чугуевка» заместителю начальника Управления культуры Приморского крайисполкома в 1959 г. В результате этого 4 сентября 1960 г. появился Музей А.А. Фадеева, который в настоящее время является единственным в стране литературно-мемориальным музеем русского классика.
Стоит отметить, что Владимир Леонидович активно занимался писательской, научной и популяризаторской деятельностью с самых ранних лет. Так, в 1927 г. появляется его самая ранняя публикация в газете «Красное знамя» – «Плохая учеба», где сам Левицкий отметил: «Первая моя заметка».
На фото: Вырезка из газеты «Красное знамя» за 1927 г. с заметкой «Плохая учеба», подписанная «Володя» с пометкой В.Л. Левицкого «Первая моя заметка». Владивосток. 1927 г.
В период 1949–1955 гг. Владимир Леонидович популяризировал в печати и по радио работы по историко-революционной тематике региона и т.п.
Не только Н. И. Колбин изучал биографии Константина Суханова, но и В. Л. Левицкий. Будучи частью семьи Сухановых, Левицкий занимался написанием биографии Константина. Помимо научных работ о К. Суханове, Левицким были сделаны также наброски романа «Товарищ Костя».
Среди сотрудников музея были и очень творческие личности, одной из которых являлся Г. В. Приходько. Геннадий Васильевич родился в 1929 г. в Уссурийске. В годы Великой Отечественной войны был юнгой на судах торгового флота, ходил в Америку.
Взрослая жизнь для Приходько началась в 1943 г., когда он, прервав учебу в общеобразовательной школе, поступил на работу в Дальневосточное морское пароходство. Таких, как он, называли «юнги огненных рейсов».
Суровые будни войны юнга Приходько вспоминал редко. По воспоминаниям Геннадия Васильевича, пойти в юнги он задумал с товарищем-одногодкой. Документы тому оформили раньше, чем Геннадию. Пока ждал, товарищ погиб в первом же рейсе. Все это в памяти, а строки автобиографии скупо сообщают: «…плавал на судах ДВМП в качестве юнги до 1945 г.».
Работал связным на мостике теплохода «И. Мичурин». После войны окончил Владивостокское художественное училище в 1950 г. (2-й выпуск). В 1967 г. стал членом Союза художников СССР и к 1971–1975 гг. окончил высшие курсы художников-оформителей при Союзе художников СССР. С 1967 г. Геннадий Васильевич работал художником-оформителем в ПГОМ.
В коллекции музея Арсеньева хранится большая коллекция Г. В. Приходько, которая насчитывает не менее 90 единиц: эскизов, рисунков, графических работ.
В 1977 г. музей Арсеньева открывает филиал в центре города – Дом-музей Константина Суханова. Открытие новой площадки связано с именем Б. А. Никитина. Борис Алексеевич родился 2 апреля 1922 г. в г. Кимры Тверской области. По окончании школы в 1939 г. поступил в Пермское военно-морское авиационно-техническое училище им. В. М. Молотова и с началом войны в 1941 г. был призван на фронт. Борис Алексеевич был распределен в качестве авиационного механика в 49-й минно-торпедный авиаполк 2-й авиадивизии ВВС ТОФ, который дислоцировался в Новонежино. В обязанности Б. А. Никитина входило обеспечение материально-технической базы самолетов. Борис Алексеевич участвовал и в войне с Японией, за что получил медаль «За победу над Японией».
Уже после войны с 1970 г. работал старшим научным сотрудником в музее ТОФ, а в 1977–1986 гг. – заведующим Дома-музея К. Суханова. В характеристике Б. А. Никитин отмечен как «знающий специалист, уделяющий постоянное внимание изучению материала, совершенствованию работы Дома-музея К. Суханова». Как член парторганизации, Борис Алексеевич активно вступал перед сотрудниками музея с докладами по внутренней и внешней политике.
В 1990-х гг. в штате научных сотрудников появляется В. И. Кузьмин. Вадим Иванович предположительно родился 24 августа 1925 г. в г. Сумы Сумской области УССР. На фронт был призван Днепропетровским ГК в апреле 1944 г. Воевал в составе 29-й тяжелой минометной бригады и 162-й гаубичной артиллерийской бригады. По окончании войны Вадим Иванович получил несколько наград – орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и медаль «За взятие Кенигсберга».
После войны Вадим Иванович на протяжении 20 лет, в 1950–1970 гг., занимался обучением, повышением квалификаций и работал старшим механиком Управления «Дальморепродукт». В 1970 г. В. И. Кузьмин удостоен чести быть занесенным в книгу Почета Управления китобойных флотилий «Дальрыба».
На фото: Выпуск механиков-паровиков 2-го разряда, 1955 — 1956 гг. Школа усовершенствования кадров командного плавсостава Главприморрыбпрома. Владивосток. 1956 г.
Вадим Иванович работал в музее им. Арсеньева в 1990–1996 гг. и являлся хранителем коллекции нумизматики. При этом он имел и собственное собрание. Работая на судах «Дальморепродукта», он бывал за рубежом и собирал коллекцию иностранных и отечественных монет. Имея определенные знания в этой области, В. И. Кузьмин оказывал помощь в атрибутировании нумизматических предметов. В 1996 г. Вадим Иванович по состоянию здоровья ушел на пенсию, а в 2005 г. им была передана в музей огромная коллекция предметов: книг, документов, значков и монет общей численностью в 370 единиц, из которых порядком 240 являлись монеты.
Таким образом, можно заметить, что музей им. Арсеньева активно работал в годы Великой Отечественной войны, популяризируя информацию среди широких масс. Появлялись новые экспозиции, показывающие ужасы войны, а также велась активная деятельность сотрудников и на страницах газет. В разные годы в музее работали участники войны, которые занимали абсолютно разные должности, но при этом привносили в музеи много нового в виде коллекций и экспозиций.