Острова Владимира Рачёва

28 декабря 2024

Выставка в Музее города (ноябрь 2024-январь 2025) посвящена 85-летию Владимира Рачева – младшего брата Юлия Рачева, выставка которого состоялась в этом году в этих же залах.

Если творчество старшего Рачева было интересно рассматривать в контексте времени, то Владимир Рачев представляется отдельной, яркой вселенной, свет которой озарил художественный небосклон Дальнего Востока.

Уже в ранних работах Владимира Рачева отчетливо проявляется интерес  к формальным качествам натуры. Он словно следует формуле П. Сезанна «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите». Городские пейзажи, включенные в выставку, — тому свидетельство.

В период учебы во Владивостокском художественном училище В. Рачев сблизился с Олегом Лошаковым, московским художником, приехавшим во Владивосток для преподавания в училище. Эта творческая и человеческая дружба дала плоды: Владимир стал участником знаменитой Шикотанской группы, которая по свидетельству Олега Лошакова родилась из поездки друзей на этюды (в первый состав группы вошли Ю. Волков, Е. Корж, чуть позже присоединись В. Серов, И. Кузнецов).

Лошаков вспоминает об этом: «Летом 1964-1965 годов мы с Володей Рачевым писали этюды во Владивостоке. Город и порт великолепны. Но в разговорах неотступно приходила мысль, что Дальнего Востока, мы, по существу, не знаем и что было бы неплохо осмотреть другие места.   …Дальние края манили нас. Говорили о Курилах, о Камчатке и даже о Командорах. …Шикотан захватил нас необычайным разнообразием и контрастом погоды: дни со сплошным туманом и проливными дождями сменялись сверкающими, яркими, солнечными».

Но если говорить об островах, то их границы не сводятся к Курилам. Скорее, это метафора, отображающая творческую жизнь художника, его поиск собственного художественного языка. Ранние графические листы демонстрируют прекрасный рисунок и попытки пробовать себя в разных техниках и жанрах – быстрых скетчах тушью тростниковым пером, небольших по формату линогравюрах, мягких материалах. Эти листы говорят о том, что для Владимира Рачева не было второстепенных мотивов. Обычная кружка в его рисунке превращается в эстетический предмет, обладающий изысканной пластикой.

Во время поездки в Москву В. Рачев побывал на выставке импрессионистов и попал под обаяние творчества художников, открывших миру многообразие света и тени, яркость красок, красоту непосредственного впечатления о натуры.

Одна из работ крымской серии говорит о любви к контрастным цветосочетаниям, экспрессивному колориту, который был свойственен в целом для В. Рачева. В творческой биографии художника есть период работы в школе поселка Светлое в Тернейском районе Приморского края – около двух лет. За это время он показал себя как абсолютно сформировавшийся автор с широким творческим диапазоном. Побережье северного Приморья стало предтечей шикотанских пейзажей Владимира Рачева, в которых искусствоведы отмечали с одной стороны романтизм, с другой трезвое отношение к жизни, непривычное для того времени соединение творческого восторга от красоты природы Курильских островов и способности этот восторг отобразить в форме, обладающей рациональностью и специфической эстетикой.

В пейзажах В. Рачева природа и рукотворная среда — пирсы, пакгаузы, сейнера, портовые краны – объединены в одном масштабном пространстве. Первые выставки Шикотанской группы проходили в поселке Малокурильском, который многие годы являлся творческой базой. Контакты с руководством рыбокомбината сложились дружеские, оно было заинтересовано в  том, чтобы художники участвовали в жизни поселка в целом. Шикотанцы проводили беседы по искусству, помогали оформлять стенгазету. Тогда же родилась традиция проведения отчетных выставок в местном доме культуры «Океан». Открытие подходило всегда торжественно. Живой интерес местного населения, рыбаков и рыбообработчиц делали это событие настоящим праздником. Благодаря этим выставкам приезжающие в очередной раз на остров художники слышали: «Вот опять наши художники приехали».

Острова притягивали художников на протяжении 40 лет: в 1979 году в Москве прошла большая выставка «Художники на Курилах», которой был посвящен каталог, изданный Союзом художников РСФСР (Изд-во «Советский художник», Москва, 1980). Произведения шикотанцев находятся в художественны музеях России и частных коллекциях. Сегодня этот пласт искусства переосмысляется в связи с новыми исследованиями регионального искусства. В 2010 году  в Москве в выставочном зале на Беговой прошла ретроспективная выставка художников Шикотанской группы. Украшением выставки стали работы Владимира Рачева.  «Особенно благодарен дочери Владимира Рачева Наталье за этюды отца, которые она собрала и привезла в Москву. Владимир Семенович не берег свои работы – легко дарил их случайным знакомым. Удивительно, что что-то еще осталось…», — писал Олег Лошаков.

Безвременный уход из жизни Владимира Рачева О. Лошаков назвал самой большой потерей, ведь он «был для приморцев настоящим творческим мотором, объединяющим вокруг себя друзей-художников».

Но жизнь художника не заканчивается с его физическим концом, ведь остаются его работы, увлекающие зрителя в путешествие по островам.

Собрали подборку произведений на эту тему из коллекции музея.

Над материалом работали:

Старший научный сотрудник
Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева