В августе 2024 г. исполняется 120 лет со дня славного и трагического события истории Русско-Японской войны 1904 – 1905 гг. – сражения в Корейском проливе 1(14) августа 1904 г., в котором корабли Владивостокского отряда крейсеров вступили в бой с превосходящими силами японской эскадры адмирала Камимура.
К началу 1904 г. Владивостокский отряд включал в себя океанские броненосные крейсера «Россия», «Громобой», «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь», вспомогательный крейсер «Лена» (бывший пароход Добровольного флота «Херсон», переданный Морскому Ведомству в 1903 г.), минный транспорт «Алеут», военный транспорт «Камчадал», «Якут» и 10 миноносцев.
На фото: Корабли Тихоокеанской эскадры — «Рюрик», «Громобой», «Россия» и «Богатырь» в бухте Золотой Рог. Фотооткрытка. Россия. Нач. XX в.
В ночь на 9 февраля 1904 г. начальник отряда — капитан 1-го ранга Рейценштейн — получил телеграмму наместника Е.И. Алексеева:
«Крейсерам начать военные действия, стараясь нанести возможно чувствительный удар и вред сообщениям Японии с Кореей и торговле, действуя с должной смелостью и осторожностью, оставаясь крейсерстве сообразно обстоятельствам не более 10 дней».
В 9 ч. 30 м. с флагманского крейсера «Россия» был сделан условный сигнал для сбора находившейся на берегу части личного состава. На крейсерах было объявлено о начале военных действий.
За весь период боевых действий корабли Владивостокского отряда крейсеров совершили 7 боевых походов. Наиболее удачным стал 4-й поход: 30 мая (12 июня) — 7(20) июня 1904 г., в ходе которого русские крейсера уничтожили японские транспорты «Идзумо-мару» и «Хитати-Мару», перевозившие войска в Корею. На борту «Хитати-мару» находились 1095 солдат и офицеров, 120 человек судового экипажа и 320 лошадей, в том числе 727 человек 1-го резервного полка императорской гвардии Японии и 359 человек из 10-й дивизии Имперской японской армии. По некоторым данным, на борту потопленного транспорта находились крупнокалиберные 280-мм осадные гаубицы, предназначенные для обстрела укреплений Порт-Артура. Этот успех серьезно осложнил японцам штурм крепости.
На фото: Миноносцы Владивостокской эскадры, потопившие промысловые суда японцев близ Иезачи. Фотооткрытка. Россия. Нач. XX в.
Наибольший резонанс вызвал 6-й поход Владивостокского отряда крейсеров – 4 (17) июля —19 июля (1 августа) 1904 г. Это был единственный выход, в ходе которого русские корабли действовали за пределами Японского моря. Корабли прошли через пролив Цугару, между островами Хонсю и Хоккайдо, на расстоянии прямой видимости от японской крепости Хакодатэ.
Действуя в Тихом океане у берегов Японии крейсера потопили пять японских судов — пароход «Такаснма-Мару» и 4 парусные шхуны. Были задержаны четыре иностранных парохода с контрабандным грузом — германские «Arabia» и «Thea», английские «Knight Commander» и «Calchas». Два из них были отправлены во Владивосток с призовыми партиями, а два затоплены после снятия команды.
Появление русских кораблей в Тихом океане в непосредственной близости от Токийского залива, уничтожение и захват японских пароходов болезненно воспринимались японской экономикой, японским общественным мнением и биржевыми кругами далеко за пределами Японии.
На фото: Корабли Тихоокеанской эскадры у причала военного порта в бухте Золотой Рог. Фотография А.К. Штейна. г. Владивосток. 1904 г.
Большое значение имело то, что действия Владивостокского отряда отвлекали на себя значительные силы японского флота. Для нейтрализации русских крейсеров японское командование выделило эскадру вице-адмирала Х. Камимура в составе 4 броненосных и 4 бронепалубных крейсеров. В течение всего периода активной деятельности отряда корабли Х. Камимура были вынуждены базироваться отдельно от японского флота не у Квантунского полуострова, а в Цусимском проливе.
После того, как в конце июля 1904 г. японская армия захватила ряд господствующих высот в Порт-Артуре и начала обстрел внутренней гавани. Корабли порт-артурской эскадры были вынуждены выйти в море и попытаться прорваться во Владивосток, чтобы не быть уничтоженными на рейде. Владивостокский отряд получил приказ отвлечь японские силы от кораблей порт-артурской эскадры.
Утром 1 (14) августа 1904 г. в южной части западного Корейского пролива владивостокский отряд в составе броненосных крейсеров «Россия», «Рюрик и «Громобой» столкнулся с японской эскадрой под командованием контр-адмирала Х. Камимура, состоявшего из броненосных крейсеров «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате». В распоряжении Х. Камимура также имелись бронепалубные крейсера под командованием вице-адмирала С. Уриу («Нанива», «Такачихо», «Цусима», «Ниитака», «Тихая»).
Японцы имели как количественное, так и качественное преимущество. Русские крейсера, созданные для войны с судоходством противника, являлись большими океанскими рейдерами. Сильными сторонами русских кораблей были большая дальность плавания и хорошая мореходность. Основным недостатком русских кораблей была слабая защита корпуса и артиллерии. Самым старым и слабым кораблём эскадры был «Рюрик», вооружённый устаревшими орудиями главного калибра. Но и более современные «Россия» и «Громобой» имели существенный недостаток – артиллерия главного калибра располагалась в бронированных казематах из-за чего корабли могли вести огонь на борт только двумя орудиями. Уязвимым местом крейсера «Рюрик» было рулевое отделение, не прикрытое броневой палубой. Броненосные крейсера вице-адмирала Камимуры можно классифицировать как броненосцы 3-го класса, так как при их создании во главу угла были положены боевые, а не крейсерские качества. Вооружение японских кораблей было весьма мощным и состояло из четырёх 203-мм орудий системы Армстронга, расположенных в двух полностью забронированных башнях – таким образом, все орудия могли одновременно вести стрельбу на один борт.
Бой начался в крайне неблагоприятных условиях для русской эскадры – японские корабли находились севернее и преграждали путь во Владивосток. Бой начался в 5:10 и продолжался более 5 часов, став одним из наиболее длительных морских сражений эпохи парового флота. Уже через 10 минут после начала боя японские снаряды начали поражать русские крейсера. Особенно тяжелым было положение крейсера «Рюрик», который шел в концевым. Японские снаряды имели сильное фугасное действие, поражая личный состав и вызывая пожары. В начале боя тяжелое ранение получил командир корабля капитан 1 ранга Е.А. Трусов. Через 1 час 20 минут после начала боя крейсер «Рюрик» получил попадание в корму, в результате чего началось затопление румпельного отделения и отделения рулевой машины. Из строя вышло рулевое управление.
На фото: П.П. Куянцев Графический лист «Бой крейсера «Рюрик»». г. Владивосток. 1984 г.
Дальнейший бой свелся к многократным попыткам «России» и «Громобоя» отвлечь огонь японцев на себя и дать «Рюрику» возможность исправить повреждение и прорваться во Владивосток. В 8:25 командующий русской эскадрой К.П. Иессен принял решение увлечь за собой на север основные силы японцев в надежде на то, что «Рюрик» сумеет самостоятельно отбиться от вражеских бронепалубных крейсеров, после чего выбросится на корейское побережье для спасения команды. Замысел Иессена удался – все четыре броненосных крейсера японцев устремились в погоню за «Россией» и «Громобоем», предоставив «Наниве» и «Такачихо» добить «Рюрика».
Спустя пять часов сражения практически все орудия «Рюрика» были разбиты. Из-за многочисленных подводных пробоин корабль кренился на корму и левый борт. Все орудия были разбиты. Из 22 офицеров крейсера в строю осталось четверо. Осознавая, что все возможности продолжать борьбу были исчерпаны, принявший на себя командование младший артиллерийский офицер лейтенант К.П. Иванов, приказал затопить корабль. В 10 часов 20 минут крейсер «Рюрик» скрылся под водой. Оставшихся в живых членов экипажа из воды подняли японцы. Из 796 матросов крейсера погибли 193 и были ранены 229 человек, из 22 офицеров погибло 9 и были ранены 9 человек.
На фото: Г.В. Приходько Графический лист «Крейсер I ранга «Рюрик»». г. Владивосток. 2000 г.
Крейсера «Россия» и «Громобой», отходя на север, на протяжении двух часов вели бой с японскими броненосными крейсерами. Несмотря на формальное превосходство в скорости хода, японской эскадре не удалось отрезать пути отхода русских кораблей во Владивосток. В ходе боя крейсер «Россия» получил 30 – 35 попаданий крупнокалиберными снарядами (203 мм, 152 мм). Практически все орудия вышли из строя Погиб старший офицер корабля капитан 2-го ранга В.И. Берлинский и 46 матросов. Получили ранения 9 офицеров и 156 матросов. «Громобой» получил не менее 28 попаданий. Погибли и умерли от ран 91, число раненых составило 182 офицера и матроса.
Жительница города Э. Прей в своих письмах оставила яркое описание возвращения кораблей во Владивосток после сражения:
«Во вторник днем я увидела, что «Громобой» и «Россия» заходят через пролив в бухту, и как я ни радовалась им, сердце у меня похолодело, ибо «Рюрика» с ними не было, а когда они приблизились, то, к своему ужасу, мы увидели, что у них вмятины и пробоины по всему корпусу – смотреть на это было больно».
После боя в Корейском проливе активность Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. Судоремонтные возможности Владивостокского порта не позволяли оперативно вернуть корабль в строй. После поражения русского флота в Цусимском сражении дальнейшие действия Владивостокского отряда были бессмысленны.
В течение полутора лет русско-японской войны кораблям Владивостокского отряда удалось потопить 3 японских транспорта, 5 пароходов и 14 парусных шхун, захватить 4 иностранных парохода и 1 японскую шхуну. На протяжении длительного периода времени русские крейсера отвлекали на себя значительные силы японского флота, тем самым оказывая существенную помощь Порт-Артурской эскадре. Уничтожение транспорта с японской осадной артиллерией, значительно осложнило действия противника, осаждавшего Порт-Артур. Поход в Тихий океан имел большой резонанс и оказал серьезное влияние на морские перевозки в Японию. Действия крейсеров весьма болезненно воспринимались японской экономикой, общественным мнением и биржевыми кругами далеко за пределами Японии. Славным и трагическим событием стало сражение в Корейском проливе. Русские корабли более пяти часов вели бой с превосходящими силами противника. Офицеры и матросы продемонстрировали высочайший уровень мужества и стойкости. Наместник Его Императорского Величества на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев, по справедливости, назвал подвиг «Рюрика» «много выше Варяжского».
Истории Владивостокского отряда крейсеров посвящено множество научных работ. В первую очередь следует выделить работу В.Е. Егорьева «Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.». В данной книге, вышедшей в свет в 1939 г., соединились реальный опыт непосредственного участника боевых действий с глубокими знаниями офицера, профессора военно-морских наук.
Всеволод Евгеньевич Егорьев родился во Владивостоке вы семье морского офицера Евгения Романовича Егорьева 23 октября 1883 г. 6 мая 1902 г. окончил Морской кадетский корпус. С 1904 г. - флаг-офицер штаба командующего отрядом крейсеров в Тихом океане. На крейсере «Россия» принимал участие во всех операциях отряда, в том числе в бою в Корейском проливе. Был награжден орденами Святого Станислава 3 ст. с мечами и бантом, Святой Анны 4 ст. «за храбрость», Святой Анны 3 ст. с мечами и бантом.
На фото: Книга В.Е. Егорьева «Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904 - 1905 гг.». Военно-морское издательство. Ленинград. 1939 г.
Впоследствии В.Е. Егорьев преподавал в Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, в разное время возглавлял кафедры военно-морской географии, международного морского права, истории военно-морского искусства и иностранных языков. Был редактором журнала «Морской сборник». Являлся автором множества работ по вопросам военно-морского искусства. Вышел в отставку в звании контр-адмирала.
Еще одним автором, внесшим огромный вклад в изучение истории русского флота, стал Рафаил Михайлович Мельников (1935 - 2014). Будучи инженером – судостроителем, Р.М. Мельников увлекся историей и стал автором целого ряда работ - «Крейсер «Варяг» (1975, 1983), «Броненосец «Потемкин» (1980, 1981), «Крейсер «Очаков» (1986), «Рюрик» был первым» (1989) – в которых детально рассматривалась история кораблей русского флота. Именно Р.М. Мельников установил судьбу крейсера «Варяг» после Октябрьской революции 1917 г. Книги Р.М. Мельникова и В.Е. Егорьева хранятся в фондах музея.
На фото: Книга Р.М. Мельникова «Рюрик был первым». Серия «Замечательные корабли». Ленинград. Издательство «Судостроение». 1989 г.
События Русско-Японской войны и трагическая гибель крейсера «Рюрик» вдохновили приморских художников П.П. Куянцева и Г.В. Приходько на создание живописных работ.