Красный командарм Иероним Уборевич

20 сентября 2021

Изучать период красной революции в России — как смотреть в причудливый калейдоскоп, в котором судьбы и биографии разных людей складываются в сложный узор истории страны. Вольных и невольных участников событий время безжалостно забрасывало в самые неожиданные для них места и обстоятельства. Например, кто мог ожидать, что Советскую власть в Приморье окончательно и бесповоротно установит сын литовских крестьян, никогда прежде не бывший на Дальнем Востоке? А сегодня фамилия этого человека известна каждому жителю Владивостока. Им был Иероним Петрович Уборевич.

Фотография. Вступление войск НРА в г. Владивосток. Командующий НРА И.П. Уборевич. Октябрь 1922 года.
Фотография. Вступление войск НРА в г. Владивосток. Командующий НРА И.П. Уборевич. Октябрь 1922 года.
Фотография. Вступление войск НРА во Владивосток. Командующий НРА И.П.Уборевич на трибуне. Октябрь 1922 года.
Фотография. Вступление войск НРА во Владивосток. Командующий НРА И.П.Уборевич на трибуне. Октябрь 1922 года.

Иероним Уборевич родился в 1896 году в деревне Антандрия Зарасайского уезда Ковенской губернии, на территории современной Литвы. Семья его была крестьянской, что не помешало Иерониму Петровичу с золотой медалью окончить реальное училище города Двинска (ныне латвийский Даугавпилс) и поступить на механический факультет Петроградского политехнического института.

В 1915 году Уборевич уходит из института и становится курсантом Константиновского артиллерийского училища — высшего военного учебного заведения Российской Империи, которое готовило офицеров-артиллеристов. Обучение требует значительных познаний в математике и механике, но это не мешает юноше окончить училище по первому разряду в 1916 году и с присвоением офицерского звания подпоручика отправиться на фронт, где в самом разгаре сражения Первой мировой войны.


Фотооткрытка. Владивосток. Японские войска на улице Светланской. 1918-1920 годы.

После падения монархии в России в 1917 году Уборевич вступает в социал-демократическую партию. В феврале 1918 года он — уже командир отряда Красной Гвардии — попадает в плен к немцам. Освободят его в июле 1918 года, когда правительство Ленина подпишет с Германской Империей Брест-Литовский мир, согласно которому РСФСР выходит из Первой Мировой войны и передаёт Германии территории Украины, Белоруссии, Кавказа, Крыма и Прибалтики в обмен на пленных.

 

После этого Иероним Уборевич активно участвует в Гражданской войне в качестве боевого командира.

Он воюет против белогвардейских Северной армии генерала Миллера на арахангельском направлении и Добровольческой армии генерала Деникина на Орловщине, а также жестоко искореняет антоновский крестьянский мятеж на Тамбовщине.

Позже он применит свой опыт карателя в борьбе с повстанцами Махно и Булак-Булаховича в Белоруссии.

После успешного подавления восстаний в августе 1921 года Уборевича направляют в Восточную Сибирь, где ещё сохраняется сильное антисоветское партизанское движение.

 

Фотография. Японская делегация во время переговоров с ДВР о приостановлении военных действий. Владивосток. 1920 год.
Фотография. Японская делегация во время переговоров с делегацией ДВР по поводу перемирия. Владивосток, 1920 год.

А через год Иероним Петрович становится военным министром Дальневосточной республики и принимает участие в окончательном разгроме войск Приамурской земской рати генерала Дитерихса. В октябре 1922 года части Народно-революционной армии ДВР под командованием Иеронима Уборевича заняли Владивосток, который находился под контролем японских интервентов. Ещё в сентябре 1922 года на конференции в Чанчуне японцы заявляли о намерении вывести свои войска с Дальнего Востока. Когда 21 октября 1922 года Народно-революционная армия вплотную подошла к городу, японские военные начали отступление.


Фотография. Члены Правительства и Президиума приморского областного Народного Собрания ДВР. Владивосток. 1921 год.

Значительную роль сыграла и позиция США, которые опасались, что японцы превратят Дальний Восток России и север Китая в свои колонии. Из-за этого Вашингтон усиливал давление на Токио, угрожая в том числе оказать помощь Дальневосточной республике.


Фотография. Телеграмма, адресованная В.И. Ленину от Владивостокской организации РКП о взятии Владивостока частями НРА. Владивосток. 30 октября 1922 года.

Японские войска спешно покинули Владивосток, оставив своих союзников-белогвардейцев один на один с Народно-революционной армией ДВР. Белые смогли эвакуировать из Владивостока большую часть своих сил на кораблях Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Старка. Но уйти вместе с Тихоокеанской эскадрой успели не все. Остался, например, известный поэт русского зарубежья и офицер-белогвардеец Арсений Несмелов — он сумел бежать в Китай только в 1924 году.

В дальнейшем Иероним Петрович занимал различные посты в Уральском, Северо-Кавказском, Московском и Белорусском военных округах, параллельно исполняя должности начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной Армии и члена Военного совета Наркомата обороны СССР. В 1937 году его назначили начальником Средне-Азиатского военного округа и почти сразу арестовали по делу маршала Тухачевского. Уборевич признал свою вину и был расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР. В 1957 году его посмертно реабилитировали и восстановили в партии.

Отношение к фигуре Иеронима Уборевича никогда не было однозначным. На его вклад в историю России есть две противоположные точки зрения — в зависимости от отношения к советскому строю: для одних он стал поработителем последнего свободного от большевиков города страны, а для других — выдающимся человеком, который окончательно установил Советскую власть в Приморье.


Фотография. Владивосток. Пожарное депо на улице Суйфунской (Уборевича). Начало ХХ века.

Уборевича считали своим учителем выдающиеся советские генералы и маршалы, которые внесли огромный вклад в разгром германской армии: Георгий Жуков, Иван Конев, Родион Малиновский, Кирилл Мерецков. В 1964 году на фоне обострения советско-китайских отношений бывшая улица Суйфунская во Владивостоке стала называться в его честь и носит это имя до сих пор.