К началу Революции и Гражданской войны на Дальнем Востоке проживала крупная корейская диаспора. Массовое переселение корейцев началось еще до присоединения территории к Российской Империи. Главными причинами миграции являлись климатические факторы, делавшие невыгодным ведение сельского хозяйства на севере Корейского полуострова, а также налоговое бремя властей. В 1860 г., когда Приморье стало российской территорией, 5130 чел. (761 семья) уже фактически проживали на ее территории. Чиновники правящей династии Чосон препятствовали переселению крестьян в Приморский край, но российская сторона не ограничивала переселение, рассматривая корейскую диаспору как важный источник людских ресурсов для освоения региона. К моменту заключения дипломатических отношений в 1884 г. и подписания совместного договора о торговле со сроком действия до 1894 г., на территории Приморья уже проживали 1845 семей – около 9000 чел. Поскольку они переселились до 1884 г., то смогли получить российское гражданство. Несмотря на ограничения на миграцию корейцев, вводимые по инициативе Приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа, количество корейцев в Российской империи только возросло.
В 1894 г. в Корее началось восстание крестьян, основой которого стало религиозное движение Тонхак («Восточное учение», сочетающее в себе элементы буддизма, учения Лаоцзы, христианства). Неспособность короля Коджона и его правительства стабилизировать ситуацию привели к вмешательству Цинского государства и Японии и началу Японо-Китайской войны 1894 – 1895 гг. Поражение Цинской империи в войне стало началом процесса аннексии Японией Корейского полуострова.
На фото: Группа корейцев. Издание Торгового Дома «Кунст и Альберс». г. Владивосток, Начало ХХ в. Картон, черно-белая печать.
По итогам Русско-Японской войны 1904 – 1905 гг. Япония установила протекторат над территорией Кореи, завершившийся окончательной аннексией и превращением в колонию в 1910 г. В этот период корейцы переселяются уже по политическим мотивам. Сущностью политики Японии в Корее было лишение корейского народа политических прав, эксплуатация страны и ее природных богатств, превращение Кореи в рынок сбыта японских товаров. Национально-освободительная борьба жестоко подавлялась.
В этот период на территории Корей активизировалось корейское национально-освободительное движение «Ыйбен» (Армия справедливости). Движение включало в себя самых различных людей, некоторые из них, такие как Хон Бом До, впоследствии приняли идей марксизма и впоследствии вступили в ряды красных партизан.
Хон Бом До – один из лидеров корейского национально-освободительного движения. Он родился в 1868 г. в крестьянской семье. В 1907 г. создал партизанский отряд из охотников в районе Капсаны. Участвовал в Гражданской войне 1918-1922 гг. на советском Дальнем Востоке. С 1919 г. участвовал в организации «Армии независимости», которая действовала против японских колонизаторов в Маньчжурии. После окончания Гражданской войны Хон Бом До жил на территории Советского Союза и в 1937 г. был депортирован в Казахстан. В последние годы жизни Хон Бом До работал охранником в корейском театре в Кызылорде. Умер 25 октября 1943 г. в возрасте 75 лет.
На фото: Корейский партизан Хон Бом До. Приморская область, 1921 г. Фотобумага, черно-белая
Еще одним ярким лидером корейского национально-освободительного движения стал Ли Дон Хви.
Ли Дон Хви родился 20 июня 1873 г. в уезде Танчон южной провинции Хамгендо. В 1895 г. поступил в Сеульскую сухопутную военную школу. После ее окончания был назначен начальником охраны резиденции императора. После установления над Кореей японского протектората и роспуска корейской армии встал на путь борьбы за независимость. В 1913 г. эмигрировал в Приморскую область, где в 1914 г. стал одним из создателей «Военного правительства возрождения Кореи», которое планировало создание армии независимости и развертывание вооруженной борьбы. В начале 1918 г. вместе с Александрой Ким-Станкевич организовал в Хабаровске корейскую социалистическую партию. В апреле 1918 г. создал и возглавил «Союз корейских социалистов», в 1921 г. переименованный в Корейскую коммунистическую партию. В 1928 г. после решения VI-го Конгресса Коминтерна о приостановке членства корейской коммунистической партии, в течение пяти лет работал в Дальневосточном краевом комитете Международной организации помощи революционерам. Умер 31 января 1935 г. Был похоронен на кладбище «Первая речка» во Владивостоке.
На фото: Один из лидеров корейского национально-освободительного движения Ли Дон Хви. Начало ХХ в.
На фото: 1 — Участница гражданской войны Александра Петровна Ким (Станкевич). Приморская область, 1918 г. Фотобумага, черно-белая печать, 2 — Русские солдаты со стариком-корейцем. г. Владивосток, 1918-1922 гг. Фотобумага, черно-белая печать.
«Телеграфируют из Чемульпо, что первая стычка в Северной Корее произошла в пятницу, на расстоянии одной мили к северу от Пхеньяна, где сосредоточен сильный японский отряд с артиллерией».
На фото: Плакат «Война России с Японией». Российская империя, 1904 г. Бумага, хромолитография.
С началом гражданской войны корейская диаспора практически в полном составе поддержала власть большевиков. Корейское население, в большинстве своем небогатое и занятое преимущественно в сельском хозяйстве, в целом поддержало лозунги большевиков о национализации земли. В апреле 1918 г. в корейской деревне Николаевке Сучанского района возник сельский Совет, членами которого были избраны Хан Чан Гер, Ким Ден Хе, Семен Ким, Пак Мун Хо и другие. В одном из первых решений Совета говорилось об изъятии земли у крупных кулацких хозяйств и распределении ее между трудящимися. Но массовыми выступления корейцев стали весной – летом 1918 г. когда формирующееся Белое Движение на Дальнем Востоке стало опираться на японских интервентов. Высадка японских войск и их участие в Гражданской войне придало выступлениям корейцев национально-освободительный характер.
На фото:Корейский партизан Хан Чан Гер. Приморская область, 1922 г.
В июне 1918 г. в Хабаровске при участии секретаря Хабаровской большевистской организации и комиссара иностранных дел Дальсовнаркома, первой корейской коммунистки Александры Петровны Ким (Станкевич) был организован 1-й Корейский красногвардейский отряд численностью в 100 человек, который прибыл на Уссурийский фронт, где принял участие в кровопролитных боях.
В период наступления интервентов и белогвардейцев, члены Совета деревни Николаевки организовали первый корейский партизанский отряд, численностью до 35 человек. Они установили связь с партизанскими отрядами Н.К. Ильюхова и Т.О. Мечика и выполняли их задания, вели агитацию среди корейского населения, доставляли оружие в русские партизанские отряды.
Как организатор и руководитель корейских партизан выдвинулся Григорий Елисеевич Хан Чан Гер. Он родился он в 1892 г. в с. Нижняя Янчихэ, Никольск-Уссурийского уезда, в семье крестьянина-бедняка. После аннексии Кореи Японией в 1910 г. вступил в организацию корейской молодежи, которая ставила своей целью освобождение Кореи от японского ига. В 1915 г. Хан Чан Гер был мобилизован в царскую армию, участвовал в боях с Германией вначале солдатом, а затем, по окончании Киевской школы прапорщиков — младшим офицером. В декабре 1917 г. он был избран начальником пулеметной команды. В феврале 1918 г. Хан Чан Гер демобилизовался и прибыл в Приморье. Как член группы сочувствующих большевикам он стал вести агитацию за Советскую власть. Был председателем Николаевского сельского Совета рабочих и крестьянских депутатов.
В феврале 1919 г. был организован второй партизанский отряд из корейцев с. Таудеми. Корейцы этого села и до революции имели оружие, так как им приходилось защищать себя от нападения хунхузов. Таудеминцы из своих запасов передали около 200 винтовок в распоряжение штаба Новолитовского партизанского отряда.
23 мая 1919 г. начальник революционного штаба Ольгинского уезда на первом повстанческом съезде трудящихся Приморской области докладывал: «Корейцы принимают активное участие в восстании. В настоящее время имеется рота из хорошо вооруженных корейцев. Около 1200 корейцев готовятся к выступлению, но за неимением оружия вынуждены временно не выступать. Вопрос об обмундировании после организации своих мастерских стоит хорошо. Из Владивостока было доставлено 2000 пудов муки. Существует тесная связь с Владивостокской городской организацией коммунистов».
К июню 1919 г. в Ольгинском уезде было уже две роты корейских партизан. При Ревштабе, а затем при исполкоме Ольгинского уездного Совета депутатов трудящихся был организован Отдел по работе среди национальностей. По существу это был корейский отдел. Он издавал на корейском языке газету «Наша жизнь» печатал воззвания и листовки, которые затем распространялись по корейским селениям и отдельным фанзам в тайге.
В феврале 1919 г. был организован второй партизанский отряд из корейцев с. Таудеми. Корейцы этого села и до революции имели оружие, так как им приходилось защищать себя от нападения хунхузов. Таудеминцы из своих запасов передали около 200 винтовок в распоряжение штаба Новолитовского партизанского отряда.
23 мая 1919 г. начальник революционного штаба Ольгинского уезда на первом повстанческом съезде трудящихся Приморской области докладывал: «Корейцы принимают активное участие в восстании. В настоящее время имеется рота из хорошо вооруженных корейцев. Около 1200 корейцев готовятся к выступлению, но за неимением оружия вынуждены временно не выступать. Вопрос об обмундировании после организации своих мастерских стоит хорошо. Из Владивостока было доставлено 2000 пудов муки. Существует тесная связь с Владивостокской городской организацией коммунистов».
К июню 1919 г. в Ольгинском уезде было уже две роты корейских партизан. При Ревштабе, а затем при исполкоме Ольгинского уездного Совета депутатов трудящихся был организован Отдел по работе среди национальностей. По существу это был корейский отдел. Он издавал на корейском языке газету «Наша жизнь» печатал воззвания и листовки, которые затем распространялись по корейским селениям и отдельным фанзам в тайге.
Под влиянием Октябрьской революции, в Корее 1 марта 1919 г. началось национально-освободительное движение против японских колонизаторов. Демонстрация с требованием независимости Кореи, начавшаяся в столице Сеуле, вскоре охватила всю страну. Политические демонстрации перешли в вооруженное восстание. Для подавления восстания Японии пришлось ввести в Корею значительные силы армии и особый корпус японских жандармов. Потерпевшие поражение повстанцы бежали за границу, в том числе в Северный Китай и в Приморье.
Корейские партизанские отряды участвовали в боях против интервентов и белогвардейцев. Организованный в деревне Николаевке корейский партизанский отряд вместе с русскими партизанскими отрядами под общим командованием Н.К. Ильюхова в мае 1919 г. вел бой с колчаковцами у деревни Перетино. Командование партизанских отрядов часто использовало корейцев для разведки. Корейские партизаны, одетые в национальные костюмы чтобы не вызывать подозрений, проникали на рудники и станции, где были сосредоточены силы врага. Здесь они собирали сведения о силах противника, распространяли листовки.
Действия партизан значительно активизировались в мае 1919 г., когда в Ольгинский уезд прибыл Сергей Лазо и принял командование над всеми партизанскими отрядами Приморья.
В конце 1919 г. в Имано-Ванской долине из корейцев-партизан, входивших в отряды Ярошенко и Милехина, организовался отдельный корейский партизанский отряд под командованием Хван Ха Ира. В долине реки Хор в районе Верино-Табань организовался корейский партизанский отряд, командиром которого стал Николай Семенович Цой. В декабре 1919 г. в низовьях р. Амура из корейских рабочих золотых приисков был организован партизанский отряд под командованием им Ильи Харитоновича Пак, численностью до 200 человек.
Помимо большевиков, на отдельных этапах Гражданской войны на корейскую диаспору оказывали эсеры. Под их влиянием часть корейцев под командованием Хан Чен Гера принимали участие в Гайдовском восстании. Сам Хан Чен Гер был начальником пулеметной команды в поезде Гайды. Выступление Гайды 17-18 ноября 1919 г. было подавлено в результате действий отряда юнкеров с о. Русский и казаков с бронепоезда «Калмыковец». Гайда попал в плен, а значительная часть восставших была убита в бою или расстреляна позднее. Действия корейского партизанского отряда прекратились до января 1920 г.
На фото: Организатор выступления чехословаков 17 ноября 1919 г. генерал Радола Гайда. 1918 – 1919 гг.
После свержения власти генерала Розанова 31 января 1920 г. и передачи власти Приморской областной земской управе, партизанские части реорганизовались в революционную армию.
В 1920 – 1921 гг. на территорию Приморья из Маньчжурии перешли несколько партизанских отрядов – отряды «Ыйбен» под командованием Ли Бом Юна, «Кунбидан» (Общество по военной подготовке) во главе с Ли Еном и «Токниптан Кундэ» (Армия общества независимости) под командованием Те Мян Сэна. По поручению командира 1-го Дальневосточного Советского полка Ильюхова, из корейских партизан в начале марта 1920 г. был сформирован батальон под командованием Хан Чан Гера численностью в 300 человек.
Внезапное нападение японцев в ночь с 4 на 5 апреля 1920 г, и последовавшие за ними убийства являлись попыткой японских интервентов подорвать власть Приморской областной земской управы. Помимо нападения на гарнизоны и органы власти, целью японцев было и окончательное подавление корейского национально-освободительного движения. В 5 часов утра 5 апреля 1920 г. японские войска оцепили Корейскую слободку во Владивостоке, обстреляли здания и убегающих людей.
По улицам слободки водили корейцев, преимущественно молодых, избивали их, затем расстреливали. На станции Океанская японцы расстреляли 15 корейцев — бойцов 35-го полка.
После апрельских событий 1920 г. партизаны уходили в тайгу, отступали на север. Отдельные отряды вливались в Народно-революционную армию ДВР. К лету 1921 г. значительная часть корейских партизанских отрядов сосредоточились в г. Свободном и его окрестностях – партизанские отряды из Николаевска, корейские роты 6-го и 8-го Амурских полков НРА ДВР, корейская рота полка ЧОН (частей особого назначения), Гонготский кавалерийский полк и другие части - всего около 5 тыс. бойцов. Для координации сил был сформирован Корейский революционный совет при Дальневосточном бюро ЦК РКП(б) под руководством А.Н. Каландарашвили и О Хамука. Командир 6-го полка 2-го корпуса НРА ДВР О Хамук (Огай Христофор Николаевич) возглавил отдельную корейскую стрелковую бригаду.
В июле 1921 г. в Имане было принято решение о создании военного совета корейских партизанских отрядов, подчиненного военному совету партизанских отрядов Приморья. Совещание избрало председателем военного совета корейских отрядов Ким Бяк Чу, членами: Ма Лен Хва, Ким Дек Ина, Илью Пака, Пак Чун Ира, Пак Ена.
На фото: Председатель Совета партизанского отряда и член Приамурского ревкома Ким Бяк Чу. Приморская область, 1920-е гг. Фотобумага, черно-белая печать.
В долине р. Имана, сражался партизанский отряд Ли Ена, который к концу 1921 г. имел в своем составе три роты. В районе Шкотово еще накануне событий 4-5 апреля 1920 г. стоял Kopейский партизанский батальон. По требованию японского командования, две роты батальона были расформированы, но одна тайно сохранила вооружение и ушла в тайгу. После апрельских событий эта рота сформировала новый партизанский отряд в 300 чел. Корейский партизанский отряд Сучанского района в 1920 — 1921 гг. состоял из трех рот пехоты, одной роты конницы в 60 сабель, команд: пулеметной, связи, особого назначения. Дальневосточное телеграфное агентство (Дальта) 17 июля 1920 г. сообщало о бое одного из подразделений этого отряда: «…в числе партизан были корейцы, около 200 человек, одетые в белую национальную одежду. Завязавшийся бой продолжался до 9 часов утра».
Корейские партизанские отряды действовали в Посьетском районе, в Сорбакане (западнее Никольск-Уссурийского), в Ольгинском районе. В отчете командира отдельного корейского батальона О Хамука, отмечено, что по неполным данным к 4 февраля 1921 г. в Приморье действовали более 7 корейских партизанских отрядов общей численностью свыше 5000 человек. Согласно подсчетам исследователей И.М. Разгона, В.С. Флерова, С.Ш. Хаскина в 1918 – 1922 гг. в Приморье действовали 48 корейских партизанских отрядов.
На завершающем этапе Гражданской войны в 1921 – 1922 гг., корейские партизаны, объединенные идеей национально-освободительной борьбы против японских интервентов, зачастую демонстрировали большую стойкость, чем русские партизаны. В рассказе А. Фадеева «Рождение Амгуньского полка» описано, как уставшие от четырех лет сражений в тайге партизаны, столкнувшиеся с наступлением японцев и натиском белогвардейских частей, готовы бросить фронт и отступать на север за Амур. Напротив, один из участников гражданской войны на стороне белых, поручик Б.Б. Филимонов в своих книгах о походе Земской рати на Хабаровск неоднократно отмечает стойкость корейских партизанских отрядов: «Бросая повозки и винтовки, красноармейцы либо бегут, либо сдаются. Сопротивление оказывают опять только корейцы».
4 декабря 1921 г. 2-я рота партизанского отряда «Кунбидан» под командованием Хан Унена вела тяжелый бой с белогвардейским отрядом на станции Иман, где и погибла в полном составе. Во время отступления Народно-Революционной Армии от Имана до станции Ин корейские части приняли участие в ряде оборонительных боев. Партизаны из отряда Ким Хон Ира участвовали в боях за д. Владимировка (район г. Хабаровска) 24 декабря 1921 г. Отряд Ли Ена вместе с двумя ротами русских народоармейцев 25 декабря сражались с белогвардейцами у станции Ольгохта. Корейские части приняли участие в отражении противника у станции Ин в конце декабря 1921 г., а затем в наступательных боях на Волочаевском фронте. Корейская рота 6-го полка НРА ДВР первой бросилась на штурм и достигла проволочных заграждений в ходе боев за Волочаевку. Весной и летом 1922 г. Сучанский корейский партизанский отряд под командованием Хан Чан Гера совместно с русскими партизанскими отрядами неоднократно совершал набеги на расположение врага в городе Ольга и его окрестностях.
После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, корейские партизанские отряды были распущены. Бывшие партизаны продолжили службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии или после демобилизации работали в промышленности и сельском хозяйстве. Значительная часть корейских партизан продолжили борьбу против японских колонизаторов в Маньчжурии, Китае и Корее. 17 апреля 1925 года была создана единая Коммунистическая партия Кореи, ставшая секцией Коминтерна.