В 1880 году американский священник доктор Френсис Эдвард Кларк основал «Общество молодых людей христианского Усердия». Всего за каких-то 20 лет из небольшой молодёжной организации при приходской церкви в Портленде оно превратилось в международное движение с несколькими миллионами участников.
И вот в 1900 году Кларк вместе со своей женой и двенадцатилетним сыном отправляется в путешествие, чтобы посетить отделения Общества в Японии, Корее, Китае и Великобритании. Одновременно он решил воплотить авантюрный план: добраться из Китая в Лондон не привычным путём, через Индийский океан, а сквозь Российскую империю. Священнику льстила перспектива стать одним из первых иностранцев, проехавших по всей только что построенной Великой Сибирской железной дороге, а заодно и написать путеводитель для путешественников, пересекающих бескрайние просторы Сибири «при помощи всепобеждающего парового двигателя».
Ему удалось преодолеть путь с Востока на Запад всего за 38 дней. Сегодня это кажется очень долгим путешествием, но тогда такая скорость передвижения была невероятным прорывом. Достаточно вспомнить, что в среднем путешествие из центральной России на Дальний Восток на телегах и речных плотах занимало до трёх лет, чтобы оценить значение Транссибирской магистрали для жизни региона.
На фото: Фрэнсис Эдвард Кларк, американский пастор, Владивосток, 1900 год
Путь пастора Кларка по Российской империи начался во Владивостоке, и город произвёл на него сильное впечатление, вобрав, по его словам, «все черты и краски жизни маленькой мировой столицы». Одна главная улица, бегущая то в гору, то под гору, с разнообразными ответвлениями, уходящими в холмы; центр города из камня и кирпича, со златоглавой церковью, широкими мощёными улицами, электрическими фонарями, с паровозами, пыхтящими и фыркающими у самых причалов, — всё это разительно контрастировало с хрупкими японскими домиками и глинобитными хижинами Кореи.
Не оправдались ожидания путешественников относительно нравов в «деспотичной России»: казаки на таможне не вспарывали шашкой саквояжи, а в самом городе никто не следил за каждым шагом подозрительных иностранцев. Неприятным сюрпризом для постояльцев оказалось только отсутствие в гостинице «Тихий океан» чистых простыней и полотенец. Эта проблема будет преследовать их на протяжении всего пути и натолкнёт на мысль, что у русских, вероятно, принято путешествовать с собственным бельём.
В качестве отличительной черты города Кларк описал владивостокских извозчиков, носящихся по улицам на своих лёгких дрожках так, «словно им осталась одна последняя секунда, и они опоздают навеки, если прибудут куда-то меньше, чем через пять минут <…> и дрожки грохочут по камням, ухабам и колдобинам в манере, которая, похоже, по нраву русским, но которая истощает терпение, и, будем надеяться, улучшает работу печени седоков-иностранцев».
На фото: Владивосток. Адмиральская пристань. 1895 год.
Во время пребывания во Владивостоке Эдварду Кларку удалось добиться аудиенции у тогдашнего военного губернатора Дальнего Востока Николая Чичагова. Чичагов возглавлял казачье войско, и пастор ожидал увидеть человека, похожего на дремучего ковбоя, — а встретился с благородным аристократом, владеющим тремя иностранными языками. Благодаря протекции губернатора путешественники сумели безо всяких проблем отправиться из Владивостока первым же рейсом.
На фото: Николай Чичагов, военный губернатор Приморья, с семьёй
До отправления поезда они успели встретиться с консулом Соединенных Штатов Ричардом Гринером и с американской дамой по имени Элеонора. Миссис Прей, будущий символ Владивостока, снабдила Кларка собственноручно составленным разговорником, который он впоследствии включил в свою книгу.
Впечатления Кларка от поездки увидели свет в 1904 году в виде книги «Великая Сибирская железная дорога». В пути Эдварду и его спутникам пришлось столкнуться с недостатком чистой воды в поездах и на пароходах, повстречать баржу сахалинских каторжников, с полдюжины раз застрять на мели посреди реки — и всё это не доезжая до Транссибирской магистрали. Но книга состояла не из одних только жалоб на тяготы путешествия. На протяжении всей поездки пастор не уставал восхищаться красотами сибирской природы и скрытыми в ней богатствами и плодородием сибирской земли. Кларк щедро пророчил этим местам великое будущее и скорое процветание.
На фото: Владивосток. Железнодорожный вокзал. Начало ХХ века
Через год после путешествия он писал в предисловии к книге, что воспоминания о трудностях пути уже успели поблекнуть. Они уступили место уверенности, что в ближайшем будущем транссибирская дорога в Европу из Азии, начинающаяся во Владивостоке, будет пользоваться огромной популярностью: недаром ведь он сам и его спутники — члены клуба «Больше никогда» — один за другим покидали его, вступая в общество «Когда-нибудь опять».
Великая Сибирская железная дорога. Что я увидел во время поездки / Ф.Е. Кларк, пер. с англ. Ющенко. – Владивосток: Валентин, 2016.