28 декабря 1895 г. в одном из парижских кафе прошёл первый сеанс синематографа, где братья Огюст и Луи Люмьер представили публике первый в мире документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Со временем 28 декабря становится Международным праздником. Сегодня невозможно представить мир без кинематографа, поскольку кино является неотъемлемой частью каждой культуры, которая отражает особенности эпохи и мировоззрения.
История российского кинематографа начинается также в конце XIX века с первых кинопоказов в Москве и Петербурге. Кино конца XIX столетия можно считать ярмарочным явлением, потому что оно еще не сформировалось как самостоятельное мероприятие, а было частью публичных собраний. Как правило публика смотрела фильмы не из-за актеров, нарядов и грима, а смотрела на кинематограф как на чудо техники.
Киноиндустрия развивалась и начала распространяться не только по столичным городам, но и проникла в провинции. Кино в регионах появляется примерно через полгода после первого показа фильма братьями Люмьер. 1 июля 1897 г. во Владивостоке был открыт первый в регионе кинематограф «Иллюзион», годом позже в театре «Золотой Рог» также откроется иллюзион и начнется показ кинолент. Только во Владивостоке было открыто более 3-х кинотеатров: Гранд Иллюзион А. Купера, иллюзион «Декаданс» К.С. Ягджоглу (позднее «Идиллия»), «Золотой рог», и другие. Позднее кинематографы появлялись и в других городах: Никольск-Уссурийске, Спасске-Дальнем, Дальнереченске и Партизанске.
Кино стало неотъемлемой частью жизни жителей города и в период Первой мировой войны, Гражданской войны и интервенции активно развивался на территории Приморья, несмотря на тяжелые условия. Возникает большое количество стационарных и передвижных иллюзионов. Первая мировая существенно повлияла на репертуар лент, которые крутили в иллюзионах. Если до войны в ходу были немецкие и итальянские фильмы, то после особое место стали занимать отечественные произведения и американские, которые до этого не пользовались большой популярностью. Благодаря этому многие горожане смогли познакомиться с актерами классического немого кино: Бастером Китоном, Мэри Пикфорд, Эллен Рихтер, Лиа де Путти и других.
С приходом советской власти в конце 1922 г. кинематограф приостанавливает свою деятельность, некоторые театры-иллюзионы превращаются в обычные театры. Однако данное явление было временным поскольку в 1925 г. было образована государственная организация «Совкино» и начинается активная кинофикация регионов. В 1920-30-е гг. появляется большое количество печатной продукции в виде небольших брошюр и журналов, которые рассказывали об актерах кино или последних новинках киноиндустрии.
С началом кинофикации возникает потребность в производстве специальной литературы, которая рассказывала бы об истории киноискусства, а также своего рода пособий по руководству для работы со специальной техникой. Появляются новые профессии такие как киномеханик, в рядах которых работали не только мужчины, но и женщины.
Кинотеатр «Уссури»
Кинофикация подразумевала под собой оборудование помещений для показа фильмов, а также строительство новых кинотеатров. Процесс этот был не быстрый, однако можно отметить, что во Владивостоке не было недостатка в кинотеатрах. В период с 1920-х по 1990-е гг. во Владивостоке было создано не менее 15-ти кинотеатров.
В 1926 г. завершилось строительство кинотеатра «Уссури» и 29 октября 1927 г. прошло открытие, на котором показывали к/ф «Поэт и царь». В 1928 г. в «Уссури» состоялся показ документальных фильмов «По дебрям Уссурийского края» и «Лесные люди удэгейцы», которые были сняты при участии В. К. Арсеньева. До 1969 г. кинотеатр «Уссури» оставался крупнейшим в городе и крае.
Кинотеатр «Комсомолец»
Помимо «Уссури» в 1930 г. был открыт 3-й в стране специальный молодежный кинотеатр «Комсомолец», где перед сеансами проводились диспуты, лекции и другие массовые мероприятия. Изначально постройка задумывалась предпринимателем Т. Шуиным для размещения музыкального театра, однако к 1915 г. многое было перепроектировано и сдано под доходный дом. В первые годы советской власти часть здания была переоборудована под кинотеатр «Художественный», который позднее переименуют в «Комсомолец». Другая часть здания была отведена ДальНИИ, а с 1932 г. располагался Дальневосточный филиал АН СССР. В настоящее время в здании находится Президиум ДВО РАН.
Одновременно с тем, как осуществлялась сплошная кинофикация региона, проводилась и большая работа по реконструкции уже существовавших кинотеатров: «Родина», «Приморье» и «Молодежный».
Кинотеатр «Родина»
На месте современного торгового центра «Родина» когда-то располагалось здание «Южного театра», в котором играли китайские актеры и любили посещать студенты Восточного института. В начале 1920-х гг. в здании открывается кинотеатр для китайских рабочих, однако он просуществовал недолго. К концу 1930-х в здании заработал кинотеатр «Родина», который функционировал вплоть до 1981 г.
Кинотеатр «Приморье»
Кинотеатр «Приморье» располагался в здании построенного в 1910-1920-х гг. на участке принадлежавшим ОИАК. Постройка, которую позднее назвали «Новым театром» возводилась для гастрольных музыкальных и драматических антреприз и могло вмещать в себя до 800 зрителей. В 1925 г. здание было отдано Далькино и открыт кинотеатр «АРСС», который после реконструкции в 1952 г. был переименован в «Приморье». С 1992 г. в здании функционирует краевой театр кукол.
Кинотеатр «Молодежный»
Кинотеатр «Молодежный» располагался в здании жилого дома предположительно в районе современного Чуркина по адресу ул. Талалихина 12. Здание сталинской эпохи построено в характерном для периода стиле и являлся единственным в той области кинотеатром для рабочих и служащих.
На фото: Кинотеатр «Молодежный» (в жилом доме). Владивосток, 1960-е гг.
В 1953 г. в крае развернулось масштабное строительство новых помещений и всего было построено более 50-ти совершенно новых по архитектуре и техническому оснащению кинотеатров. Только 13 из них были построены во Владивостоке, к этому числу можно отнести: «Маяк» (позднее «Вымпел»), «Владивосток», «Искра», «Чайка», «Нептун», а также широкоформатные кинотеатры «Океан» и «Варяг».
Кинотеатр «Искра»
На фото: Фотография. Кинотеатр «Искра» с афишей кинофильма США «Спартак». Владивосток, 1970-е гг.
Кинотеатр «Океан»
Кинотеатр «Океан» был сдан в конце 1960-х гг. и был построен по индивидуальному проекту, разработанному московским проектным институтом «Гипротеатр». Всего кинотеатр мог вмещать более 1400 человек.
Можно отметить, что в 1970-80-х гг. появлялось большое количество кинотеатров по всему городу, старались ликвидировать разницу в качестве демонстрации фильмов. К той же цели стремились и многие районные центры и сельские поселения. В указанный период во Владивостоке появился кинотеатр в бухте Тихой («Союз», который позднее станет «Галактикой»), был построен и кинотеатр в районе Первой речки («Москва») и многие другие.
Кинотеатр «Москва»
На фото: Негатив. Кинотеатр «Москва». Владивосток, 1989 г.
Кинотеатр «Буратино»
На фото: Негатив. Новый парк культуры и отдыха «Минный городок». Кинотеатр мультфильмов. Владивосток, 1985 г.
Кинотеатр «Ракета»
На фото: Фотография. Кинотеатр «Ракета». Владивосток, микрорайон Седанка. 1960-е г.
Кинотеатр «Хроника»
На фото: Кинотеатр «Хроника» (набережная Амурского залива). Владивосток, 1958 г.
В Приморье помимо показов кинолент занимались и производством фильмов. Так в 1957 г. произошло рождение кинопроизводства, однако только в 1968 г. будет организована студия «Дальтелефильм» как подразделение Приморского комитета по радиовещанию и телевидению. В общей сложности студией за время существования (1968-1994 гг.) снято более 350-ти работ.
Двухсерийный к/ф «Хлеб» (1969 г.) снят гг. по мотивам одноименной пьесы 1931 г. В.М. Киршона и повествует о переустройстве деревни в конце 1920-х гг.
к/ф «Полтора часа до объятий» (1969 г.) повествует о возвращении китобойной флотилии «Советская Россия» после весенней путины. Фильм был впервые показан на 4-м Всесоюзном фестивале «Человек и море» в декабре 1969 г. К/ф получил несколько наград: «Трезубец Нептуна», диплом за «За лучшую режиссуру», главный приз «Янтарная волна» и диплом 1 степени.
к/ф «Один рейс капитана Куянцева» (1971 г.) посвящен капитану дальнего плавания, моряку и художнику – Павлу Куянцеву. В Изофонде музея-заповедника хранится почти 300 графических листов созданных П. П. Куянцевым и подаренные им в 1980-х гг. Все произведения П. П. Куянцева выполнены в технике акварели, которые можно разделить на 3 тематические группы: море, старый город и Владивостокская крепость.
к/ф «Здесь начинается Россия» (1972 г.), второе название фильма «Земля у океана» — обзорный фильм о Дальнем Востоке.
На фото: 1 — Фотография. Василий Николаевич Рещук на съёмках фильма «Здесь начинается Россия». Владивосток, 1972 г.; 2. Фотография. Звукооператор Валентин Валентинович Лихачев и Василий Николаевич Рещук на съёмках фильма «Здесь начинается Россия». Владивосток, 1972 г.
к/ф «Встречи у океана» (1978 г.) рассказывает о встречи жителей Дальнего Востока с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым весной 1978 г. Позднее фильм был удостоен главного приза Гостелерадио СССР.
Приморский край и г. Владивосток активно выступали в качестве площадки для съемок других студий и на свет появилось много достаточно известных фильмов таких как «Дерсу Узала» и «Залив счастья» и многих других.
к/ф «Пароль не нужен» (1966 г.) был снят киностудией им. М. Горького и повествует о событиях во Владивостоке в 1921 г. Одного из главных героев (В. К. Блюхера) сыграл советский актер Николай Губенко.
к/ф «Дерсу Узала» (1975 г.) советско-японского производства, снят студией «Мосфильм» совместно с японским режиссером Акирой Куросавой. Фильм был снят по одноименной повести В. К. Арсеньева и повествует о путешествиях Арсеньева по территории Уссурийского края в начале 1900-х гг. главные роли были исполнены Ю. М. Соломиным (В. К. Арсеньев) и тувинский актером М. М. Мунзуком (Дерсу Узала).
к/ф «Владивосток, год 1918» (1982 г.) снят режиссером Эдуардом Гавриловым (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького) как историческая художественная картина, повествующая о событиях интервенции на Дальнем Востоке. Главным героем выступает историческая личность – Константин Суханов, которого сыграл В. И. Бочкарев.
Биографический к/ф «Залив Счастья» (1987 г.) Свердловской киностудии раскрывает историю о экспедиции Г. И. Невельского и его товарищей в 1840-1850-х гг. на Дальний Восток. Фильм назван в честь одноименного залива юго-западного берега в Сахалинском заливе, где в 1850-м г. Г. И. Невельским был основано административное поселение Петровское. Главную роль Г. И. Невельского сыграл советский актер С. В. Сазонтьев.