Накануне Нового года в Музее истории Свияжска открылась межрегиональная выставка «Легенда о Беловодье». Полюбившийся посетителям Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева проект будет радовать жителей и гостей республики Татарстан до середины марта 2024 года.
Предлагаем вашему вниманию заметку о таинственном Беловодье, подготовленную нашими коллегами из Музея истории Свияжска.
Легенда о Беловодье появилась в начале XIX века как старообрядческий вариант легенд о «далеких землях» и «золотом веке», известных многим народам мира. В основе легенды – представление о благословенной стране, рае на земле, куда нет доступа Антихристу, где сохранилось «истинное» священство, существовавшее до трагического раскола Русской Православной Церкви в середине XVII века.
Представления о таких чистых, отграниченных от греховного мира и управляемых божественными силами пространствах существуют очень давно в православной традиции. Такие земли могли находиться далеко за морями, за горами, за синими лесами, на острове, или посреди моря песка-пустыни, моря тайги, но обязательно «за той горой», «на том берегу». Это сакральное пространство должно иметь имя, некий шифр или код, понятный только «своим». Беловодье – только одно из таких имен, где «белое» – синоним чистому, святому. И раз существует где-то это благословенное место, его можно найти. В первой трети XIX века появились тайно распространяемые памятные листки, так называемые «Путешественники», сочинение инока Марка Топозерского, якобы побывавшего там. В них он рассказывал о Беловодье как очевидец и призывал отправляться в Японию, в «Опоньское царство», где на 70 островах и находилось Беловодье.
Тема легенды о Беловодье, благословенной земле, земном Рае – благодатная для изучения специалистами-гуманитариями. А вот для музейной выставки, языком и текстом которой являются музейные предметы – сюжет очень сложный, он из другого мира – ментального. Не было в распоряжении создателей выставки таких раритетов, как кусочек хлеба, который герой одного из рассказов вынес из Рая; рубахи и пояса, доставшихся Рериху, будто бы побывавшему в Беловодье, земном Рае; никто не записал интервью с Львом Толстым, тоже якобы три дня проведшему в Беловодье. Но зато в основу выставки лег бесценный местный материал, результаты исследований – беловодские сюжеты, записанные за 25 лет полевой работы в среде старообрядцев Приморья. Их судьбы прослежены на протяжении 300 лет. Это история о среднестатистическом старообрядческом сообществе, приморских старообрядческих группах, связанных общим историческим прошлым, родственными связями, верой.
Был велик соблазн представить на выставке простую и понятную историю о великом подвиге старообрядцев-первопроходцев в сибирской и на дальневосточной земле. Но авторы выставки не искали легких путей, и поэтому решили предметом рассказа сделать все-таки сам беловодский образ, его жизнь и метаморфозы.
Напомним, выставка «Легенда о Беловодье» прошла в Музее Арсеньева весной этого года. Это история приморского старообрядчества, построенная на многолетних полевых материалах и исследованиях сотрудников Музея Веры Кобко и Нины Керчелаевой
По словам директора Музея Виктора Шалая, первый выставочный проект о старообрядцах прошёл на музейной площадке 12 лет назад. Однако с тех пор коллекция значительно обогатилась, а тема эта — одна из самых базовых, живых для музея. И не только. Феномен старообрядчества важен, когда мы говорим об освоении Дальнего Востока. Важен для понимания, что эта культура — часть общей культуры, и в целом истории страны.