Продолжая знакомство с собранием, посвящённым Николаю Назарову, Музей истории Дальнего Востока предлагает внимательно вглядеться в панорамный портрет советской эпохи, в которой жил и образ которой запечатлел один из самых талантливых и продуктивных фотохудожников региона. Назаров оставил после себя очень большое наследие, которое стало значимой частью истории приморской фотографии и визуальным архивом жизни края в советские годы.
Подробнее о виртуальном проекте «Приморье в объективе Николая Назарова» — здесь.
Содержание выставки «Наследие Николая Назарова»:
Перечень предметов становится наследием, только если кто-то может его принять, хранить и передавать другим. Именно так поступает музей: собирает, изучает, описывает и транслирует, делая наследие доступным для всех желающих. Ещё при жизни Николай Назаров начал передавать части своего фотографического достояния в музейную коллекцию, а оставшийся архив и личные вещи, которые хранились как семейные реликвии, не так давно подарил музею его сын Алексей.
Не единожды назаровский архив представлялся на выставках: четыре зала экспозиции «Приморье в объективе Николая Назарова», которая работала в Главном корпусе музея в 2018–2020 годах, были полностью основаны на его фотографиях и негативах. В рамках выставки проводились встречи исторического клуба, посвящённые Назарову, музейно-образовательные программы и лекции, популяризирующие его наследие, был подготовлен к изданию каталог. Более 12 тысяч обработанных и атрибутированных фотоснимков сегодня доступны на сайте «Госкаталог.РФ», существуют передвижные выездные выставки, предназначенные для презентации наследия Н.А. Назарова за пределами музея. И, наконец, к знакомству с личным и творческим архивом фотокорреспондента приглашает виртуальный проект «Приморье в объективе Николая Назарова», который работает на сайте Музея истории Дальнего Востока и включит в себя 22 онлайн-выставки. «Наследие Николая Назарова» — вторая из них.
Оставленное Николаем Алексеевичем наследие весьма разнопланово и включает три больших раздела:
Сам фотохудожник хорошо осознавал ценность того занятия, которое выбрал в ранней юности и которому был верен всю жизнь. Он не только создавал прекрасные фоторепортажи, но и заботился о том, чтобы результаты его Дела не пропали: так, например, он тщательно оформлял свои фотоматериалы, снабжая каждый снимок подробным описанием и помещая в отдельный конверт. Именно это превратило собрание фотоснимков в подлинный исторический документ, и благодаря этому вдумчивому отношению к своему профессиональному творчеству его архив стал музейным артефактом.
Выставка «Наследие Николая Назарова» будет работать на сайте Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева с 17 мая по 25 июня 2021 года.
Человеку, живущему в эру цифровой фотографии, сложно представить, каким трудоёмким и затратным по времени был процесс создания фотографии в советское время. Чтобы получить хороший снимок, помимо композиции и других творческих аспектов, нужно было учесть ряд технических параметров:
Эти параметры, в свою очередь, зависели от того, что хотел снять фотограф: портрет или пейзаж, крупный план или панораму. В зависимости от целей нужно было выбрать режим съёмки и сфокусировать камеру на тех объектах, четкость которых наиболее важна. Ещё было важно помнить, что на плёнку вмещалось всего 36 кадров — когда они заканчивались, нужно было перезарядить фотоаппарат. Это действие тоже требовало сноровки и времени, поскольку, чтобы не засветить плёнку, помещать её в кассету нужно было в полной темноте.
Затем следовал не менее ответственный этап проявки фотоплёнки и печати снимков. Плёнку помещали внутрь светонепроницаемого бачка, в который заливался проявитель, предварительно приготовленный из специальных химикатов. Смесь требовала точного соблюдения пропорций, поэтому все ингредиенты отмеряли на весах. Во время 8–10-минутной проявки, выдерживая температуру 20–25 градусов, плёнку нужно было постоянно покручивать. Проявитель сливали и на его место заливали воду для промывки, а после — закрепитель или фиксаж на 15–20 минут. Затем плёнку снова промывали и извлекали на свет для просушки.
Далее наступал процесс печати фотографий, для чего использовали фотоувеличитель в комплекте с объективом, лампой и кадровочной рамкой, которая позволяла при красном фильтре откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге. В специальные кюветы заливали проявитель, фиксаж и промывающий раствор, в которые поочередно помещали фотобумагу с изображением из-под фотоувеличителя. Получившуюся фотографию сушили, обрезали до нужного размера и при необходимости глянцевали.
Часть коллекции фотооборудования и реактивов Н.А. Назарова, хранящихся в фондах музея, могут поведать современному зрителю об особенностях аналоговой фотографии. Профессиональные фотоинструменты, которые Николай Алексеевич собирал всю жизнь, очень разнообразны. Так, среди них есть предметы конца XIX — начала XX века: керосиновая лампа с красным стеклом для фотолабораторных работ; «волшебный фонарь» для демонстрации изображений, модное развлечение той поры; стереофотоаппарат, с помощью которого можно было создавать объёмную «3D» фотографию уже в XIX веке.
Однако основная коллекция Н.А. Назарова состоит из оборудования советского времени, большую часть которого занимает классика отечественного фотоаппаратостроения: «Зенит», «Юность», «Зоркий», — с объективами, блендами, экспонометрами и прочими аксессуарами к ним. Представлены в ней и другие незаменимые спутники в работе советского фотографа: бачки для проявки плёнки, реактивы (проявители, фиксажи), фотоувеличители, глянцеватели, фотобумага и резаки для неё. Кстати, реактивы Николай Алексеевич часто изготавливал самостоятельно, замеряя дозировки специальных химикатов при помощи лабораторных весов и набора гирь к ним.
Среди предметов коллекции стоит выделить особенно памятные вещи с историей: боксы для создания фотографий под водой, с помощью которых Назаров одним из первых в крае осваивал подводную съёмку, фотоаппарат «Flexaret», подаренный чехословацкими коллегами за призовое место на выставке в Праге, и один из первых фотоаппаратов Николая Назарова — «Leica».
Николай Назаров, будучи фотокорреспондентом военных газет и Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), побывал в самых разных уголках Приморья, участвовал во многих процессах и событиях жизни края и оставил фотолетопись региона во всех его ипостасях: как пограничного, экономического, транспортного, культурного пространства, где жили коренные народы, китобои, учёные, рыбаки, шахтёры, докеры, кондитеры, тигроловы, пограничники и многие другие. Сегодня в этой фотографической реке памяти можно увидеть регион таким, каким он был в советское время. В следующих выставках виртуального проекта «Приморье в объективе Николая Назарова» будут опубликованы обширные выдержки из собрания фотографий автора.
Николай Назаров начал работать корреспондентом Фотохроники ТАСС по Приморскому краю в 1952 году. Информация, которую он высылал в Москву, использовалась как в советской, так и в зарубежной печати. В это время его работы получали различные награды на международных и всесоюзных выставках. Например, портреты охотника-удэгейца Андрея Суанки и Героя Социалистического Труда кузнеца Фёдора Сугатова экспонировались на выставках художественной фотографии в рамках V международного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве (1955) и VI фестиваля в Москве (1957).
История Телеграфного агентства Советского Союза начинается в 1904 году, когда Николай II учредил Санкт- Петербургское телеграфное агентство. Спустя 10 лет оно будет переименовано в Петроградское, с 1918 года станет Российским телеграфным агентством при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете (РОСТА), а 25 июля 1925 года получит название ТАСС и превратится в главный информационный орган Советского Союза.
Корреспонденты ТАСС были очевидцами всех наиболее крупных событий, происходивших в России и за рубежом. Региональная фотокорреспондентская сеть освещала жизнь всех уголков страны во всех ее аспектах, представляла достижения в экономике, науке, культуре и образовании, показывала повседневную жизнь всех категорий советских граждан. В послевоенные годы основой Фотохроники ТАСС стали репортажи о политической жизни страны. В 1970-х годах ТАСС вошёл в четвёрку мировых информагентств, наряду с Reuters, Associated Press и France—Presse.
На международной выставке в Праге в 1962 году фотография «Выступление симфонического оркестра в депо станции Первая Речка» получила диплом 3-й степени. В 1968 году диплом 3 степени был получен и за фотоснимок «Блюхер во Владивостоке», сделанный ещё в 1930-е годы, но не предъявленный публике в связи с тем, что маршал был репрессирован.
Фотографиями Н.А. Назарова проиллюстрировано юбилейное издание к 100-летию Владивостока «Владивосток 1860–1960» и фотоальбом «Владивосток» (1968). На основе снимков фотографа также были созданы почтовые открытки.
В 1959 году состоялась первая персональная выставка Н.А. Назарова во Владивостоке, на которой было представлено около 150 работ. Выставка прошла в фойе зала кинотеатра «Приморье».
Продолжатели дела Николая Назарова
Возможно, благодаря тому, что азы фотомастерства Н.А. Назарову пришлось постигать самостоятельно, потребность делиться приобретёнными знаниями с другими была у него всегда. В 13 лет он организовал в пионерлагере фотолабораторию, где начал обучать ребят искусству фотографии, а спустя три года уже руководил фотокабинетом краевой детской технической станции. Неудивительно, что в начале 1960-х годов Николай Алексеевич принял участие в организации первого городского фотоклуба и фотовыставок «Приморская весна», положив тем самым начало развитию фотолюбительского движения во Владивостоке. Через «школу Назарова» прошли многие Приморские фотографы-профессионалы и фотолюбители.
Николай Назаров был не только талантливым фотокорреспондентом, но и прекрасным учителем, который мог привить любовь и интерес к фотографии практически каждому, кто с ним встречался. Так, например, случилось в 1965 году с актрисой Валентиной Владимировой (будущей заслуженной артисткой РСФСР), оказавшейся в составе творческой группы киностудии «Мосфильм» на гастролях в Приморье.
В качестве сопровождающего группу фотографа был направлен фотокорреспондент ТАСС Николай Назаров. Валентина Харлампиевна сделала два его портрета и оставила на них надписи, которые говорят сами за себя:
«Поставив мне удовлетворительную оценку за эту фотографию — Вы окажете мне большую честь. Ваша Валя Владимирова, ноябрь 65 г. Находка».
«Николаю Алексеевичу от артистки, у которой занятие фотографией стоит в числе трёх главных занятий жизни. Ваша Валя Владимирова, ноябрь 65 г.»
Над выставкой работали:
Евгения Кирсанова, научный сотрудник
Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева;
Вера Кавецкая, руководитель отдела исследований
Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.