В начале ХХ века случилась одна из тех историй, что о запретной любви, выборе и цене, которую порой приходится платить. Её герои — Александр Колчак, Верховный правитель России, флотоводец, учёный, и Анна Тимирёва, русская поэтесса, дочь композитора и пианиста. Можно по-разному относиться к их истории — романтизировать или осуждать. Но она уже случилась на самом деле, чему Владивосток явился свидетелем.
Считается, что самые счастливые дни адмирал Колчак провёл на Дальнем Востоке, ведь именно здесь получила продолжение самая яркая история любви в его жизни. Началась она намного раньше — впервые Анна увидела Александра в январе 1915 года в Петербурге — и состояла из мимолётных свиданий наедине, встреч у всех на глазах и долгих разлук.
В мае 1918 года контр-адмирал в отставке Сергей Николаевич Тимирёв в чину уполномоченного военно-промышленного комитета на Дальнем Востоке с супругой Анной Васильевной направляется во Владивосток к месту службы. Волею судьбы Анна, ранее потерявшая связь с Александром, узнаёт, что он рядом. В Японии между Тимирёвой и Колчаком разгорается бурный роман, и август 1918-го становится для них самым счастливым временем вместе.
«Александр Васильевич встретил меня на вокзале в Токио, увёз в Империал-отель. Он очень волновался. Ушёл — до утра… приехал ко мне на другой день: «У меня к Вам просьба. Пойдёмте со мной в русскую церковь». Церковь почти пустая, служба на японском, мы стоим рядом, молчим…»
В сентябре 1918 года они прибывают во Владивосток и селятся в разных гостиницах — «Золотой Рог» и «Версаль». К этому моменту уже готовы документы на развод Анны с супругом. Колчак же официально состоит в браке с Софьей Фёдоровной.
Из Владивостока в Омск они отправляются разными путями и уже зимой 1918-го встречаются вновь. Анна устраивается переводчицей при отделе печати управления делами Совета министров и Верховного правителя. Отныне Колчак для неё — гражданский муж.
«Я ехала как во сне. Стояла весна, все сопки цвели черёмухой и вишней – белые склоны, белые облака… Чтобы встретиться, мы с двух сторон объехали весь земной шар, и мы нашли друг друга. <…> Знаю, за всё надо платить, пусть это будет бедность, болезнь, что угодно, я на всё согласна ради этого счастья, сегодняшнего, нынешнего, ради вот этого лета 1918 года, а там будь, что будет!»
Июнь 1919 года. Две армии Колчака разбиты, начинается распад вооружённых сил, дезертирство. Охранявшие адмирала чехи передают его эсерам-меньшевикам, захватившим власть в Иркутске. Когда Александра в 1920 году заключают под арест, Анна является в Иркутский ревком и требует, чтобы её посадили в ту же тюрьму, что и мужа. За час до расстрела Колчака случается их последнее свидание в камере.
После смерти Колчака Анна Тимирёва некоторое время находилась в тюрьмах Иркутска и Новониколаевска, а освободилась летом 1922 года уже в Москве, из Бутырской тюрьмы. В этом же году она вышла замуж за инженера-строителя Всеволода Книпера, но через три года была вновь арестована.
Всего Анна Тимирёва провела в лагерях 37 лет. За пять лет до смерти, в 1970-м, она написала строки, посвящённые главной любви своей жизни — Александру Колчаку:
Полвека не могу принять —
Ничем нельзя помочь —
И всё уходишь ты опять
В ту роковую ночь.А я осуждена идти
Пока не минет срок
И перепутаны пути
Исхоженных дорог…Но если я ещё жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.30 января 1970 года