Необычный подарок получил Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева от сотрудников Национального парка «Бикин». Житель села Красный Яр, известный удэгейский резчик Владимир Суляндзига изготовил тактильные макеты сэвэнов, находящихся в зале этнографии Главного корпуса.
Четыре макета — точные копии небольших по размеру экспонатов за стеклом. Более крупные предметы будут использовать при работе с посетителями, имеющими инвалидность.
дух-помощник шамана, а также его изображение, амулет. Его представляли в зооморфном виде (зверя, птицы, рыбы, пресмыкающегося). Духи могли понимать речь шамана, отвечать ему и выполнять его поручения. Функции сэвэнов распределялись в зависимости от задания шамана. Так, розыски души по воздуху поручались птицам, а по воде — рыбам. У нанайцев и других тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока сэвэнами называли также амулеты, обереги и изображения духа-помощника.
«Тактильные макеты изготовлены из дерева, они приятные на ощупь, и позволяют познакомиться незрячим и слабовидящим посетителям с миром коренных малочисленных народов. С помощью тактильных экспонатов посетители могут понять, о чем рассказывает экскурсовод, какие именно сэвэны находятся за стеклом».
Об особой функции своего подарка говорит и сам Владимир Суляндзига, подчеркивая, что работу для Музея истории Дальнего Востока он выполнял с особенным настроением.
«Хотелось подарить красоту и тепло людям. И не важно, визуально или тактильно они ее почувствуют. Что ощутят красоту эту, я не сомневался. Как-то знакомый скульптор мне сказал: "У тебя, Владимир, удивительная пластика в работах. Ты ее береги. Твои линии как река, как воздух, как небо. Вот я беру в руки – и чувствую". Очень надеюсь, что те, кто возьмет в руки мои статуэтки, тоже это все почувствует. И поймет, как мы, удэгейцы, воспринимаем этот мир».
Музей истории Дальнего Востока взаимодействует с национальным парком «Бикин» несколько лет. Специалисты музея занимались с сотрудниками парка и коренными жителями национального села Красный Яр в «Школе экскурсовода», приезжали на территорию, знакомились с современным бытом народа удэге.
В конце прошлого года взаимоотношения закрепили подписанием Соглашения, главный смысл которого — создание единого культурно-просветительского пространства и сохранение культурного наследия.
По словам директора национального парка «Бикин» Алексея Кудрявцева, взаимовыгодное сотрудничество позволит максимально эффективно использовать научный, образовательный и творческий потенциал сторон.
«Наш парк бережет уникальную природу края. И не только. По мере возможностей мы сохраняем традиционный образ жизни коренных жителей, их обычаи, национальный спорт, культуру, что, безусловно, представляет интерес для музейного, этнографического, краеведческого сообщества».
Мастер народных промыслов и ремёсел Владимир Суляндзига начал заниматься резьбой по дереву в 1988 году. Он создает уникальные деревянные миниатюры, объемные «лесные скульптуры», искусные изделия из кедра, бархата, липы и других древесных пород. Многие работы мастера посвящены быту коренных малочисленных народов Приморья с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и предметы быта, и фигурки удэгейских духов-помощников сэвэнов, призванных оберегать их владельцев. Ежегодно его творчество украшает местные праздники и фестивали, работы участвуют в краевых, региональных и международных выставках.