«Сохранённое время» — так называется новая выставка, открывшаяся в Центре современного искусства «Артэтаж». Она посвящена истории «Дальтелефильма», уникальной студии, созданной при Приморском комитете по телевидению и радиовещанию 55 лет назад.
Несмотря на недолгую творческую историю, «Дальтелефильм» стал ярким событием в жизни региона. По задумке организаторов — Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и ГТРК «Владивосток», выставка — это воспоминание о передовой по тем временам «фабрике фильмов», дань уважения талантливым людям, которые стояли у её истоков.
По мнению участников церемонии открытия, выставка получилась очень камерная, с настроением. На небольшом пространстве — личные архивы и воспоминания, редкие фотографии, изобретения умельцев, съемочная техника прошлых лет.
Дизайнерам Музея Арсеньева в содружестве с внешним куратором выставки Еленой Сорокиной, 7 лет проработавшей на «Дальтелефильме» ассистентом режиссёра, удалось создать удивительную атмосферу, соответствующую эпохе 70-80х годов. Атмосферу творчества, дружбы, собственной истории студии «Дальтелефильм». Есть здесь и маленький кинозал, в котором крутят старые документальные фильмы, сохранившие для нас ушедшее время.
Вспоминали, как всё начиналось. В далёком 1968 году во Владивостоке открылась кинопроизводственная структура, сотрудники которой стали писать кинолетопись исторических фактов, событий, свершавшихся на окраине огромного государства. В год на «Дальтелефильме» выпускали в среднем по 4 часа 50 минут фильмов — 12-14 картин на широкой 35-мм киноплёнке. За недолгую историю — всего 25 лет, здесь было создано 394 ленты — «многотомная» хроника жизни и преобразования Дальнего Востока.
На «Дальтелефильме» трудились талантливые люди — сценаристы, режиссёры, операторы, монтажёры, инженеры…Среди них были умельцы, опередившие в изобретениях свое время. К примеру, Петр Якимов. За 30 лет до появления видеокамер, он сконструировал и изготовил синхронную 16-ти миллиметровую кинокамеру. Уже тогда в аппарате Якимова изображение и звук писались на одну пленку. Даже в Москве подобного аппарата не было.
А ещё это было время, когда штатив весил столько же, сколько оператор. А кинокамера весила ещё больше. Первым дикого леопарда в живой природе снял кинооператор «Дальтелефильма» Геннадий Шаликов. Он натягивал через горную речку стальной трос и вешал на него роликовую тележку. Увесистая камера каталась в ней через речку, принося государственной студии «Дальтелефильм» уникальные кадры.
Настоящей классикой и визитной карточкой студии стал 13-ти минутный фильм Олега Канищева 1969 года «Полтора часа до объятий» о возвращении из Антарктики во Владивосток китобойной флотилии «Советская Россия». Китобойный промысел давно запрещён, но «Объятия», впечатляют и сегодня. Не случайно его используют ведущие кинематографические вузы страны как пример полифонического монтажа.
Дальтелефильмовцами была создана своя собственная школа звукооператорского искусства — одна из лучших в стране. На примерах фильмов студии можно говорить и о культуре речи. В дикторских, закадровых текстах выверено каждое слово, оно искренно, точно, взвешенно и создает определенный эмоциональный настрой, вызывающий эмпатию у зрителя.
Специалисты считают, что правомерно говорить о дальневосточной школе документального кино. В 70 и 80-е годы студия из Владивостока входила в пятёрку лучших студий страны, а её документальные ленты постоянно получали фестивальные награды.
«Спустя три десятилетия после закрытия «Дальтелефильма», ленты студии собирают полные залы в кинотеатрах Владивостока. Ведь в них — дыхание ушедшей эпохи. Отрадно, что этот жанр возрождается, и вызывает интерес у зрителей самого разного возраста».
Директор Артэтажа Александр Городний пригласил жителей и гостей Владивостока побывать на выставке уже в предстоящую «Ночь искусств», пообещав авторские экскурсии от Елены.