Реставрация времени

1 июля 2024

Реставрационная мастерская – это один из самых таинственных для посетителей уголок любого музея. Умелый реставратор не только возвращает историческому предмету первоначальный вид. Как настоящий «врач», он способен вдохнуть в него вторую жизнь. И тогда случается магия: экспонат начинает излучать энергию и разговаривать с нами.

Руководитель реставрационного центра Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева Вера Кобко. Много лет за одним реставрационным столом трудится и её дочь Екатерина Орлова. Обе не только, образно говоря, виртуозно владеют ниткой и иголкой. Соприкосновение с предметами, свидетелями истории, требует поистине энциклопедических знаний. Музейный реставратор должен одновременно быть и историком, и технологом, и искусствоведом. А ещё в кропотливой не обойтись без огромного терпения и трудолюбия.

«Главное в нашей работе – чувство меры. Важно искусственно не «омолодить» экспонат, не сделать лучше и красивее, чем он был задуман и выполнен автором много лет назад»

Вера Кобко
Руководитель реставрационного центра Музея-заповедника

Вера Васильевна, давайте дадим небольшую информацию для непосвящённых о самом предмете разговора. Что такое реставрация?

– Коротко ёмко это понятие обозначил Чезаре Бранди, итальянский историк искусств, теоретик реставрации. Реставрация – это «сохранение ради передачи в будущее». Другими словами, моральный долг цивилизационного общества – сохранить культурные, исторические ценности и передать их следующим поколениям.

Реставрация включает различные виды работ: консервацию, собственно реставрацию и реконструкцию, которые могут проводится каждый по отдельности и также могут сопутствовать друг другу.

Остановить естественное старение предметов мы не можем, но мы можем замедлить эти процессы. И на это нацелена консервационная деятельность реставраторов.


Реставрация – ограниченное восполнение небольших утрат предметов, сохранившихся в основных наиболее существенных и художественно значимых частях». Однако вмешательство реставратора должно быть в этих случаях строго аргументировано, обосновано.


 

Реконструкция – полное восстановление почти утраченного произведения. Такая работа может выполняться только на основе аналогов, прообразов произведений.

До реставрации
Женская корсетка, Полтавская губерния, середина XIX века
После реставрации
Женская корсетка, Полтавская губерния, середина XIX века

Почему ваша профессия называется художник –реставратор? Разве вы или ваши коллеги художники?

– Нет. Я и мои коллеги пришли в реставрацию, имея за плечами высшее образование по самым разным специальностям: филолог, врач-инфекционист, экономист.

В названии профессии очевидно отразилась история её становления. Реставрация, сначала как починка или поновление стремительно стареющих ценностей, появилась в результате собирания частных коллекций предметов искусства. До XVIII века обновлением живописных и иконописных работ занимались сами художники.

Становление самой профессии происходит ещё очень долго, вплоть до конца XIX века восстановлением предметов архитектуры, декоративно-прикладного искусства занимались ремесленники, высококвалифицированные виртуозные мастера краснодеревщики, кузнецы, мастерицы белошвейки, златошвейки и т.д.

На фото: Процесс съёмки реставрируемых предметов, фотограф Лидия Бекенова и реставратор Екатерина Орлова

При всей близости реставрационной деятельности к этим профессиям, есть важное отличие. Если художник и ремесленник создают новые объекты, реставратор ничего не производит, а занимается лишь сохранением этих объектов.

Так сложилось, что когда речь идёт о реставрации, то сразу возникает образ шедевров изобразительного искусства. К примеру, в любимом многими поколениями фильме «Старики-разбойники», герои умыкнули из музея «Портрет молодого человека» кисти Рембрандта.

– Именно это направление реставрации имеет под собой наиболее разработанные научно-теоретические и методологические основы. Предметы изобразительного искусства – это основа собраний картинных галерей, художественных музеев. Именно с реставрационными работами этих музеев знакома большая часть населения.

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства – это иной, очень разнообразный и менее известный сегмент. Предметный мир лежит в основе собраний музеев исторических, краеведческих. Если коротко охарактеризовать это направление искусства – «красота и польза». То есть его можно воспринимать как художественную ценность и использовать практически.

А теперь перейдем к нашей специфике. Коллекция начала формироваться буквально с первых дней создания Музея Общества изучения Амурского края (ОИАК) в 1884 году. За небольшой срок появилось множество этнографических, археологических, ботанических и других памятников материальной культуры. Видимо, тогда же встали вопросы о ее сохранности?

– Действительно, уже в конце XIX века на государственном уровне предпринимались меры по сохранности культурного наследия. Появилась организация системы учета, каталогизация, были определены оптимальные условия для сохранения музейных предметов, изготовленных из разных материалов и соответственно требующих индивидуального подхода.

Именно в этот период появились штатные должности хранителей («консерваторов») музейных собраний, реставраторов и препараторов. На консерваторов возлагался большой круг обязанностей: кроме технических работ по набивке и консервации могли участвовать в научном определении и обработке коллекций. Появились также препараторы, которые относились  к «техническому» персоналу.

Кстати, автором первого каталога Музея Общества изучения Амурского края в 1907 году стал консерватор, преподававший естествознания во Владивостокском коммерческом училище Василий Глуздовский.

А кто еще стоял у истоков реставрационной школы нашего Музея? Говорят, что даже Пилсудский отметился, хотя многим он известен как революционер.

– Это правда. На должность консерватора в 1898 году был принят Бронислав Пилсудский, отбывавший на тот момент ссылку на Сахалине. Его усилиями приводились в надлежащий порядок этнографические коллекции.

Традиции русской школы консерваторов в советское время в Приморского государственном музее им. В.К. Арсеньева продолжил Михаил Афанасьевич Омелько, талантливый консерватор – таксидермист человек, широчайших интересов. Он занимался энтомологией и орнитологией, хорошо фотографировал. В круг его обязанностей входили  заботы по сохранению естественно-научных коллекций музея: чучел, тушек птиц, энтомологических коллекций, коллекций насекомых.

По смыслу слов консерватор и реставратор – это же не одно и тоже? Когда же возникла потребность в реставраторах?

– Несмотря на усилия хранителей-консерваторов, угроза необратимых процессов разрушения исторических и культурных памятников становилась явной. Оставлять коллекции без помощи специалистов-реставраторов было опасно. Исходя из этой назревшей необходимости, а также учитывая территориальную отдаленность Дальнего Востока от профессиональных реставрационных центров, в 1999 году Музей обратился в Министерство культуры РФ с просьбой создания  Реставрационной мастерской. Кроме того, мы попросили дать возможность обучить троих сотрудников фондов музея по реставрационным специальностям.

Министерство культуры профинансировало начальный этап подготовки реставраторов в ведущих реставрационных центрах Москвы на базе Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма. Дирекцией музея было выделено помещение для реставрационной мастерской, приобретено оборудование, расходные материалы, профинансировано продолжение обучения двоих специалистов.

Вера Васильевна, расскажите нам о сегодняшнем дне реставраторов Музея Арсеньева.

– Сегодня в штате реставрационной мастерской музея работает три художника-реставратора по трем направлениям: реставрация произведений из ткани, из кожи, бумаги.

Приоритетным направлением стала реставрация  коллекций «золотого фонда» музея, памятников XIX — нач. XX вв., характеризующих культуру коренного населения народов огромного региона Дальнего Востока и переселенческого населения (украинцев, белорусов, русских (старообрядцев). Спецификой Музея истории Дальнего Востока  является наличие в музейных коллекциях предметов из экзотических видов кож — кожи рыбы, кож морского зверя.

В числе музейных экспонатов на бумажных носителях — библиотечные, архивные, нумизматические коллекции. В числе отреставрированных предметов — советские плакаты (1940-1980 годы); коллекция русского лубка начала XX в.; архивные документы конца XIX века — 1970 годов, фронтовые письма участников Великой Отечественной войны.

Все этапы реставрационной работы (описание предмета, атрибуция, очистка от всех видов загрязнений, восполнение утрат) обязательно   документируются и сопровождаются   фотографиями музейного предмета до-, в процессе  и после реставрации.

Получается, что вы даете предметам истории возможность долгой жизни.

– И не только. Реставраторы помогают экспонатам достойно предстать перед посетителями на выставках. Очень полезным познавательным опытом стало для нас участие в предвыставочной подготовке трех крупных совместных проектов музея и историка Александра  Васильева: «Город и мода», «Русский Китай», «Большой мир  маленькой моды».

Научные исследования памятников – это как раз о работе реставратора, которая включает описание, атрибуцию музейных предметов, определение материалов, технологий изготовления, химические, технические исследования. Практический опыт  работы по атрибуции музейных экспонатов и реставрации публикуется на сайте музея arseniev.org в разделе «Исследования».

Превентивная консервация – ещё одно очень важное направление работы  реставрационной мастерской. Солнечный свет, повышенная влажность, загрязненность воздуха вершат свою убийственную роль по отношению к музейным ценностям медленно, но неуклонно. Музейная климатология в первую очередь отвечает за улучшение таких факторов окружающей среды, как температура, относительная влажность. Её главная задача замедлить разрушение материальной основы музейных предметов, чтобы свести к минимуму необходимость в реставрации. В обязанности реставраторов входит мониторинг температурно-влажностного режима в музее, мониторинг за состоянием физической сохранности музейных коллекций, выявление «больных» и остронуждающихся в реставрации музейных экспонатов.

На фото: Процесс съёмки реставрируемых предметов, фотограф Лидия Бекенова и реставратор Екатерина Орлова

Недавно была информация о том, что в этом году у вас может появиться помощник в этой работе. Старшеклассники из Владивостока Илья Орлов и Владимир Поддубный берутся собрать робота-климатолога, который будет следить за сохранностью культурного наследия.

– Действительно, чтобы создать необходимый для сохранности исторических ценностей микроклимат сотрудники музея с помощью приборов отмечают соответствующие параметры и заносят их в журналы. Поручить эту кропотливое рутинное дело роботу, который будет фиксировать, записывать и передавать данные самостоятельно – идея замечательная.