Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева готовится в конце октября этого года открыть выставку, посвящённую 100-летию окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. В преддверии открытия в фонды Музея поступил уникальный экспонат — письмо датчанина Нильса Людвигсена, в котором он описывает брату свои злоключения, связанные с бегством от ужасов войны, и некоторые обстоятельства своей жизни во Владивостоке.
История 100-летней давности позволяет нам по крупицам восстанавливать события ушедшей эпохи и получить представление о том, как большие события в жизни страны влияли на частных людей и их быт. Неизвестно практически ничего про автора этого письма — только, что он механик, у него есть жена Сельма и брат в датском городе Эсбьерг, которому, собственно, и адресовано письмо. При этом связь с братом Людвигсен не поддерживал уже несколько лет. Тем интереснее узнавать хоть что-то о жизни этого человека.
Гражданская война застала Нильса Людвигсена с женой в Кургане. В 1919 году город контролировали белые, но к августу ситуация изменилась. Вот как рассказывает об этих событиях автор письма:
«8 августа мы вынуждены были покинуть наше старое место жительства в Кургане. Потому что Красная армия (большевики) вошла в город и был дан приказ окружить город. На вокзал попасть было нельзя, поэтому мы были вынуждены купить 2 лошадей и 2 телеги - одну для багажа и одну для нас самих. Вместе с багажом мы присоединились к другим уезжающим. 8 августа мы покинули Курган... Ночью можно было слышать выстрелы. Город пал 14 августа».
Дорога в условиях военного времени — нелегкое испытание. Семейной паре потребовалось 16 дней, чтобы с обозом преодолеть 500 верст до Омска, где им удалось погрузиться в железнодорожный вагон и направиться во Владивосток. Спустя еще почти месяц, 22 сентября, Людвигсены наконец добрались до нашего города. Вся поездка, как обозначает автор письма, стоила 25 тысяч рублей.
Во Владивостоке датчанам тоже пришлось нелегко — квартиру удалось найти только в 20 верстах от города (примерно в районе станции Океанской), поскольку в условиях военного времени город как важный порт был «заполнен народом самого разного рода». Из истории мы помним, что в этот период в Приморье продолжали прибывать двигающиеся на восток по Транссибирской магистрали эшелоны с чехословаками, у причалов и на рейде стояли боевые корабли Тихоокеанской эскадры американского флота, а также британские и французские корабли, не говоря уже о многочисленных японских частях.
Немалую часть письма занимает перечисление цен во Владивостоке времен Гражданской войны. Так, квартира за городской чертой обходилась в 500 рублей в месяц, причем оплатить пришлось сразу на полгода вперед. Масло — 55 рублей, сыр — 45, мёд — 25, мясо — 15, рыба — 10. Приходилось приобретать и тёплые вещи, чтобы подготовиться к суровой владивостокской зиме… Собственно, на переживаниях по поводу денег письмо и завершается: автор сетует, что не может уехать домой в Данию, так как это стоит 6-8 тысяч крон (175-200 тысяч рублей), и семье будет попросту не на что жить по возвращении.
Неизвестно, как дальше складывалась жизнь датского механика и его жены. Но даже один узкий лист бумаги, исписанный зелёными чернилами, позволяет нам окунуться в атмосферу того времени; хоть немного узнать о сложностях и быте иностранца в стране, разрываемой Гражданской войной, и задуматься о том, насколько боевые действия вообще могут изменить привычный уклад жизни. Узнать подробнее об этом периоде российской истории вы сможете на выставке в октябре. Следите за анонсами!
Ну а если вы знаете что-либо о судьбе Нильса Людвигсена, просим вас связаться с Музеем-заповедником истории Дальнего Востока любым удобным способом. Это позволит нам дополнить ещё одну человеческую историю, прожитую в нашей стране, и поделиться с посетителями обстоятельствами жизни того периода.