Музейный год

29 декабря 2018

Декабрь, финал года, время подводить итоги работы и определять, какие вершины были покорены. Нередко считается, что главные достижения музея — выставки. Особенно те, что попали в фокус публичного пространства и вызвали повышенный интерес. Но не стоит забывать, что параллельно идёт, может, и не столь очевидная для большинства работа, которая формирует новые вершины и задает векторы развития на десятилетия.


История с географией

Переговоры с крупнейшим музеем страны о сотрудничестве, которое бы позволило жителям Приморского края прикоснуться к величию истории России не выезжая за пределы края, шли уже давно. Итог — подписанный 19 марта 2018 договор между директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем и генеральным директором Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Еленой Гагариной.

И первым результатом этого взаимодействия стала выставка «Карта России. Вехи истории», которую жители края увидели уже в сентябре 2018 года.

Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля:

«Эта выставка, как ясно из названия, повествует об образовании государства Российского. Мы очень хотели показать её именно здесь, во Владивостоке, поскольку с присоединением к империи этих территорий фактически завершилось формирование страны как огромной державы. Мало кто в наше время знает, какой большой была Российская империя, как сложно она собиралась из огромного количества земель, какой драматичной была русская история, насколько сложно было управлять таким огромным государством с совершенно разными народами. Такая выставка напомнит, какие территории входили и входят в состав России».

Во Владивостоке были представлены 84 подлинных экспоната из главной сокровищницы страны, каждый из которых рассказывает об истории формирования территории Российского государства с XV по конец XIX века.

Выставка показывает процесс становления нашего государства, его роста от небольшого и небогатого Московского княжества до Российской империи рубежа XIX–XX веков — могучей евразийской державы. За каждым экспонатом стоит крупное историческое событие или фигура, которые меняли ход истории. Можно увидеть золотую чарку великого князя Василия III и ковш Ивана Грозного с титулом, включавшим в перечисление 23-х подвластных ему царств и княжеств, парадное оружие и доспех русских царей XVIII века. В экспозиции представлены кортики, принадлежавшие Петру I и его ближайшему сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову, золотой ключ от Риги, который вынесли при капитуляции города, награды знаменитых военачальников, трофеи, драгоценные  дары русским самодержцам от иностранных монархов и новых подданных империи.

Созданию выставки предшествовала колоссальная работа.

Сергей Орленко, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля и куратор выставки «Карта России. Вехи истории»:

«Вместе с коллегами Приморского музея мы составляли тематико-экспозиционный план, обсуждали все возможные нюансы и моменты. К примеру, количество, размеры и типы витрин, рассматривали различные варианты их размещения  в зале, расположение и специфику крепления экспонатов внутри витрин — всё высчитывалось буквально по сантиметрам».

Музеи Московского Кремля и Приморский государственный музей имени В.К. Арсеньева выражают благодарность генеральному спонсору выставки ПАО «Транснефть», а также АО «Полюс Красноярск», Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Администрации Приморского края.


Вначале было слово

О чем писал в XIII веке новгородский мальчик Онфим узнали жители Приморья благодаря выставке «Коллекционируя Россию. Великий Новгород». Впервые такое полное собрание берестяных грамот XI–XV веков было привезено на Дальний Восток.  Уникальный проект был реализован Приморским музеем имени Арсеньева и  Новгородским музеем-заповедником при поддержке Благотворительного фонда Потанина.

На выставке представлены истории конкретных людей, имеющих имя, возраст, биографию, род деятельности, и связанные с ними области средневековой жизни: семейные отношения и быт, обучение и мир детей, освоение новых территорий, власть, торговля, творчество, религия. Кроме того, каждая история иллюстрируется археологическими и историческими экспонатами, позволяющими предметно представить жизнь титульного героя.

Берестяные грамоты помогли ученым по-новому посмотреть на историю России в средневековье и подтвердить гипотезу о распространении грамотности не только благодаря летописям. В грамотах запечатлены обыденные дела и повседневные заботы (прежде всего хозяйственные) простых людей. Грамоты стали бесценным источником по истории русского языка, социального устройства новгородской республики, торговых и политических отношений.

Подобных «архивов» в мире пока найдено только три: древнеегипетские папирусы, виндоланские грамоты периода римской Британии и «Бергенский архив» (норвежские письма на деревянных палочках). На сегодняшний день в Великом Новгороде найдено более 1100 грамот, и лишь часть из них целые, остальные — фрагменты, так как древние новгородцы, получив берестяное письмо и прочитав его, чаще всего разрывали грамоту и бросали на землю. Из небольших фрагментов и обрывков учёные, сопоставляя почерк и место нахождения, определяя время написания письма, сверяясь с летописными и другими источниками, восстанавливают биографии людей, их круг знакомства, торговых и семейных отношений.

Виктор Шалай, директор Приморского музея имени В.К. Арсеньева:

«Несколько лет назад нам с коллегами пришла на ум мысль: мы представляем здесь нашу страну не так давно, и в силу того, как она устроена, — большая страна, — многим жителям России оказаться в значимых, культовых для национальной культуры местах тяжело. При этом за пределами двух больших центральных музеев, Третьяковки и Эрмитажа, в других музеях, в частности региональных, хранятся подлинные сокровища, которые являются полноценной частью «культурного кода», о котором так много и подробно говорится в последнее время».


В объективе — история

Последний месяц года в Музее ознаменовался открытием новой выставки, рассказывающей о первом фотокорреспонденте края Николае Назарове. Четыре зала Приморского музея рассказывают историю того, как жил самый восточный регион России с начала 1930х годов. Здесь собрано всё, что может поведать о Мастере и о главном интересе его фотографий: Приморском крае. Портреты героев Хасанских событий, военный конфликт на острове Даманском, торжественные встречи китобоев, визиты во Владивосток Василия Блюхера, Никиты Хрущева, Леонида Брежнева, успехи науки на Дальнем Востоке, создание приморского телевидения, быт коренных жителей края, работа фабрик и заводов — эти и многие другие сюжеты за свою творческую жизнь запечатлел автор. Для фотокорреспондента его картины — это способ разговаривать со своим зрителем. Это особый язык, которому не нужно перевода.

Ираида Клименко,старший научный сотрудник Музея, куратор выставки:

«Наш современник, английский писатель, фотограф, путешественник Том Энг, задаваясь вопросом, что такое фотография, примерно так ответил: «это очень большая, почти осязаемая связь фотографа с историческим моментом». Это точка отсчёта. И фотограф, который может получить великую фотографию, должен очень многому соответствовать. Он должен прекрасно понимать тот исторический момент, который он выхватывает на фото. Он должен быть умелым, хорошо экипированным и оказаться в нужное время в нужном месте. И вот эта характеристика очень хорошо подходит к герою выставки «Приморье в объективе Николая Назарова». 

Всего на выставке представлено около 300 фотографий. В своё время сын Николая Назарова передал весь архив своего отца в дар Музею. И сейчас все фотографии и негативы хранятся в фондах Приморского музея имени В.К. Арсеньева.

Как отмечают посетители выставки, самое главное, что сделал Николай Назаров за годы своей работы — он смог донести до нас моменты советского прошлого края и сохранить лица людей того времени. Разница между нашими современниками и жителями середины XX века — колоссальна, и дело именно в выражении лиц. Примером, иллюстрирующим высказывание, может послужить история подбора актеров режиссером Алексеем Германом для прекрасного фильма «Мой друг Иван Лапшин». Мэтр был вынужден перебрать всю картотеку в поисках тех, чей типаж бы соответствовал эпохе 1930-х годов.

      

Музейный вектор

В октябре впервые за свою более чем полувековую историю президиум Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) собрался во Владивостоке. Событие для Дальнего Востока знаковое: профессионалы отрасли получили возможность донести свои проблемы до органа, который во многом определяет развитие культурной среды во всем мире. Для участия в президиуме ИКОМ во Владивосток приехал советник президента по культуре Владимир Толстой и депутат Государственной Думы, президент ИКОМ России Александр Шолохов. Два дня эксперты сферы обсуждали с коллегами развитие музейного дела внутри страны.

Открыл работу ИКОМ России во Владивостоке круглый стол, на котором более трёх часов почти сто руководителей музеев Востока и Запада страны обменивались опытом и задавали актуальны для отрасли вопросы.

По праву принимающей стороны значительное количество участников круглого стола выдвинул Владивосток. Как отметил в приветственной речи директор Приморского музея им. Арсеньева Виктор Шалай, в административном центре края представлены все музейные институции: и зоологические музеи, и частные галереи, и краеведческие, и искусствоведческие, и мемориальные. Однако пример Владивостока не слишком показателен — если смотреть по карте ИКОМ, то можно заметить, насколько она насыщена на западе России и пуста на Востоке. Этот вопрос стал одним из основных предметов обсуждения профессионалов отрасли.

Александр Шолохов,президент ИКОМ России, депутат Государственной Думы РФ:

«Не заметить такую неравномерную концентрацию невозможно. И это крайне негативная тенденция. Мы уже не первый год говорим о том, что культура за Уралом в значительной степени оторвана от того, что происходит в «центре» России».

Впрочем, у такой диспропорции есть объяснение, уверен исполнительный директор ИКОМ России Афанасий Гнедовский. Причина — значительные пространства.

Афанасий Гнедовский, исполнительный директор ИКОМ России:

«Здесь вопрос масштаба, в первую очередь. Я не согласен, с тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке меньше концентрация талантливых людей. Это в корне неверно. Просто за Уралом территории значительно больше, нежели в западной части страны. Из-за такого масштаба кажется, что меньше проектов, меньше музеев, меньше членов ИКОМ».

Все вопросы, поднятые на круглом столе, в дальнейшем пройдут обсуждение в экспертном сообществе. Если практики будут признаны полезными, то они будут рекомендованы для применения в музейной среде. А некоторые начинания при необходимости получат законодательную поддержку.


Сказочный марафон

В начале декабря Музей стал партнером компании Google в грандиозном сказочном марафоне. Участие в четвертых онлайн — чтениях «От мала до велика» приняли 178 человек, и 30 из них — из Приморья. Жители шести городов России в режиме нон-стоп читали народные и авторские сказки. Москва — Красноярск, Владивосток — Санкт-Петербург, Екатеринбург — Казань, российский офис Google — «Союзмультфильм» — таким «маршрутом» шла перекличка между студиями.

Проект «от Мала до Велика» стал четвертым опытом Google в проведении онлайн-марафонов. История началась еще в 2014 году, когда прошли масштабные чтения романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Анжелика Петрук, заместитель директора Приморского музея имени В.К. Арсеньева:

«Мы в тот год впервые стали партнерами Google. Это был чрезвычайно интересный опыт, когда мы не только читали классику, но и общались, обсуждали, какие книги сейчас нужны и нужны ли они вообще обществу. Если же говорить об этом проекте, то я вообще убеждена, что любой музей должен принимать участие в таких акциях: ведь наша задача не только сохранить наследие прошлого, но и передать его дальше».

Всего за пять часов чтений было озвучено более 45 народных и авторских русских сказок.