«Крепость» внесла Владивосток на музыкальную карту мира

16 сентября 2024

Русский человек на Русском острове играет русскую музыку. Город-крепость. Страна – крепость. Эти символические образы, озвученные композитором Сергеем Филатовым, очень точно передают смыслы события, случившегося 15 сентября на площадке Порохового погреба №13 на острове Русский.

Здесь прошла премьера сюиты «Крепость», над которой автор работал в течение девяти месяцев по заказу Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Показ сюиты зрителям – это завершающий концерт фестиваля «Владивостокская крепость», стартовавшего здесь же ровно год назад постановкой потрясающего произведения Карла Дженкинса Adiemus.

Сюита «Крепость» прозвучала на 13-м Пороховом в исполнении симфонического оркестра Радио «Орфей», Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Радио «Орфей». Органично в симфоническое произведение вплелись звуки народных инструментов от этномузыкантов Сергея Старостина, Сергея Филатова, Сергея Клевенского, звучание колоколов музейной звонницы, которой управлял иеродиакон отец Роман. Открытием для зрителей стали молодые вокалистки, воспитанницы Сергея Филатова Иустина Бутрова и Мария Владимирская.

Настоящим украшением премьеры стала заслуженная артистка России, яркая, харизматичная Ирина Апексимова. Это её глубоким, бархатным тембром зазвучали со сцены слова хорошо знакомых многим приморцам писем «первого блогера Владивостока», американки с настоящим русским характером Элеоноры Лорд Прей. Слова любви к удивительному городу, его природе, людям, которые только усилили эмоции зрителей от музыки, звучащей у стен старой крепости на берегу моря.

Качественный профессиональный звук концерту обеспечило не только дорогостоящее оборудование высокого уровня. Работала настоящая команда профессионалов под руководством главного звукорежиссёра Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» Дмитрия Рудакова.

Приветствуя зрителей, директор Музея Арсеньева Виктор Шалай напомнил, что серия музыкальных событий, посвященных самому большому в мире морскому фортификационному сооружению, прошла благодаря поддержке Министерства культуры РФ, Президентского фонда культурных инициатив, правительства Приморского края, администрации города Владивостока, многочисленной команде музыкантов, исполнителей, музейщиков.

Слова благодарности прозвучали в адрес художественного руководителя постановки сюиты, дирижера Дмитрия Волосникова, который с фестивалем «Владивостокская крепость» с самого начала. Именно маэстро Волосников год назад познакомил зрителей с Adiemus Карла Дженкинса. Тогда в роли исполнителей выступили уникальный джаз-хор Свердловской детской филармонии и оркестр «Новой оперы», которым Дмитрий Георгиевич руководит много лет.

Особую признательность Виктор Шалай высказал арт-директору фестиваля «Владивостокская крепость» Наталии Каровской. Это благодаря её тонкому музыкальному чутью, большому опыту и профессиональным контактам в музыкальной среде фестиваль получился таким насыщенным по жанрам и смыслам, собрал столько ярких самобытных, талантливых российских музыкальных коллективов.

«Задумывая фестиваль длиною в полтора года, мы хотели познакомить людей с Владивостокской крепостью. Ставили перед собой задачу вписать крепость в вашу повседневную жизнь, в жизнь города. Все эти когда-то военные бастионы отданы сейчас для мирной жизни. Их много, они разные, находятся в разных местах. И нам нужно было придумать им новый сценарий жизни. Нам показалось, что музыка – тот самый жанр, который поможет нам перестроиться с военного лада на лад повседневной доброй, хорошей, красивой жизни».

Виктор Шалай
директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Директор Музея Арсеньева еще раз напомнил гостям, что праздник музыки состоялся благодаря произведению Сергея Филатова, главная идея которого — языком высокой музыки описать историю города Владивостока.

«Хороших симфонических произведений нашему городу посвящено до обидного мало или не посвящено вообще. Владивостока на музыкальной карте мира, можно сказать, нет. Целью этого фестиваля было вписать его туда. Думаю, что наш эксперимент удался, и слушатели его оценят».

Виктор Шалай
директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Отметим, что премьера сюиты «Крепость», как и концерт-открытие Adiemus, испытали на себе все капризы приморской погоды. Вместо запланированной на 14 сентября, премьера прошла на следующий день. Но сильный дождь и порывы ветра не помешали всем, кто приехал на Пороховой погреб в субботу, получить удовольствие от мастер-классов, проведенных коллегами из Третьяковки во Владивостоке, Школы дизайна и архитектуры ARCHi, узнать много интересного на лекциях об истории крепости от сотрудника Музея Арсеньева Ларисы Дударовской, кандидата исторических наук Николая Воронцова, доктора исторических наук Романа Авилова,  пройтись по таинственным помещениям Порохового погреба в сопровождении наших экскурсоводов. Отдельно стоит упомянуть мастер-классы по колокольному звону, которые по уже сложившейся традиции провел отец Роман.

Итак, премьера сюиты «Крепость», посвященной Владивостоку, состоялась! Но нас еще ждет выход в свет презентационного фотоальбома с работами участников фотоконкурса «Твое право на крепость». Кроме того, готовится фильм-концерт о сентябрьском событии. Следите за нашими соцсетями.

 


Фестиваль «Владивостокская крепость» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.