Дмитрий Родионов: «Попадая в музей, любой предмет становится объектом культуры и истории одновременно»

18 января 2019

Год театра в России стартует на Востоке: в пятницу, 18 января, во Владивостоке состоялось торжественное открытие грандиозного театрального марафона. До конца 2019 года по всей стране будут проходить самые разные мероприятия, которые должны приблизить максимальное количество людей к театру, помочь новому зрителю понять, в чём его магическая притягательность. Профессионалы отрасли, в свою очередь, намерены выработать стратегию развития российского театра и наметить путь движения. Накануне старта Театрального марафона во Владивостоке в Приморском музее имени В.К. Арсеньева прошел круглый стол, посвящённый важности сохранения театрального наследия для потомков. Перед началом его работы мы встретились с генеральным директором Театрального музея имени А.А. Бахрушина, который стал главным экспертом встречи.


— Дмитрий Викторович, Театральный марафон стартует во Владивостоке. И отсюда ряд мероприятий в рамках Года театра пойдёт по всем стране. Какие лично у вас надежды и чаяния, связанные с этим годом?

— Так совпало, что в 2019 году наш музей, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, отмечает свой юбилей: нам исполняется 125 лет. Мы постоянно живём в пространстве театра, и то, что этот год объявлен Годом театра, является выражением существующей потребности общества в поддержке театрального искусства. Для меня лично большая часть войти в оргкомитет по подготовке проведения Года. Было очень много встреч, обсуждений — как в Москве, так и по всей стране (мы получали предложения от коллег из российских театров — что они бы хотели слышать и видеть).

Запланирована большая палитра мероприятий по всей стране. Будут использоваться не только привычные для сферы форматы взаимодействия — спектакли, мастер-классы, капустники, встречи, — но и некие новые формы. Так, запланирована театральная эстафета. Она затронет все города России, и её сверхзадача — сделать так, чтобы театральное искусство широко прозвучало даже для тех людей, которые не ходят в театр, чтобы это подвигло бы их посетить ближайший от дома театра и попробовать понять, в чем же привлекательность театрального искусства.

Если же говорить о иных задачах, то в их числе — поддержка детских и кукольных театров, на эти цели запланировано выделение значительных средств. Крайне важно, что государство целенаправленно выделяет средства на поддержку «слабого звена», а перечисленные категории театров как раз к нему и можно отнести. Дополнительное финансирование позволит решить многие проблемы, в частности, провести реконструкцию зданий, приобрести новое оборудование и так далее. И то, что Год театра вносит существенную лепту в начинание, это тоже в какой-то мере достижение.

— Коллекция музея имени А.А. Бахрушина оценивается как одна из наиболее значительных в мире именно в сегменте театральных музеев. А есть ли у вас что-то, связанное с Дальним Востоком?

— Конечно. Я буквально на прошлой неделе работал над статьёй в Литературную энциклопедию о нашем музее, смотрел документы по хронике его жизни и обнаружил письмо из Приморского театра имени Горького 1937 года, в котором его команда просила предоставить материалы для исторической постановки, чтобы актёры могли напитаться атмосферой, проникнуться духом времени.

— Музей помог?

— Разумеется. Одно из основных направлений нашей деятельности — помощь театрам, исследователям, театроведам, искусствоведам в обеспечении их материалами для научных и исследовательских работ. Исследователи со всего мира приезжают работать с нашими коллекциями. Кстати, определённую часть наших коллекций мы уже разметили на сайте, и любой человек может с этими цифровыми фондами ознакомиться. В перспективе же мы всю коллекцию планируем сделать доступной online.

— Раз уж Год театра стартует в Приморье, что вы приготовили для зрителей нашего региона в честь открытия года?

— Зрителям Дальнего Востока мы предлагаем в день открытия театрального марафона сразу две выставки. Первая расскажет об истоках возникновения русского театра, мы назвали её «От скоморохов до Екатерины». Мы расскажем о том, как в России возник профессиональный театр, какие традиции в нём изначально закладывались и почему они оказались такими живыми и существуют до сих пор. Речь идёт о создании постоянной труппы, профессиональной школы, воспитании своих «кадров». Посетители увидят портреты первых российских актёров, документы, гравюры. С нашей точки зрения получится своего рода интересное путешествие в прошлое.

А вторую выставку мы сделали совместно с театрами Дальнего Востока. Ещё в декабре специалисты музея связались со всеми театрами Приморья и получили от них массу информации о современном состоянии зданий, сцен, портреты актёров, фотографии спектаклей. И наши художники на основании имеющейся у нас информации сделали, как мне кажется, интересные коллажи. Эта выставка будет здесь больше месяца, а потом она сможет путешествовать по всему краю.

— А эти материалы в дальнейшем войдут в фонды вашего музея?

— Конечно. У нас сильно расширится страница об истории театров Дальнего Востока. Мы уже несколько лет проводим по всей России акцию «Сохраним историю театров для потомков», в рамках которой более 200 российский театров предоставляют нам некие артефакты, которые мы сможем сохранить для будущих поколений и укрепить в наших современниках понимание, что важно уже сейчас сегодняшний день беречь для будущего.

— Что именно может вас заинтересовать и стать частью музейной коллекции?

— Принципы отбора есть, конечно. Их заложил ещё Алексей Александрович Бахрушин, основатель нашего музея, известный промышленник, представитель одной из богатейших купеческих семей Москвы. Он с детства был увлечён театром, что вылилось у него в любовь к собиранию неких артефактов, отражающих историю театра. Его эстетический вкус и образование позволяли ему определять подлинные произведения искусства, то, что будет интересно не только для его современников, но и для будущих поколений. Как ни странно, — а может быть, это как раз и не странно, — его вкус полностью соответствует и нашему времени, потому что он один из первых начал собирать русских театральных авангардистов, у нас крупнейшая их коллекция. Он коллекционировал театральные бинокли, начиная с созданных в пушкинское время. Собирал аксессуары, с которыми дамы и джентльмены ходили в театр: табакерочки, флакончики с духами, веера. Ему была важна средовая, бытовая составляющая контакта зрителя и театра: с чем ходят в театр и как одеваются.

— И сейчас эти экспонаты рассказывают о том, как жили люди.

— Безусловно, театр — это выражение определённого состояния общества, его развития, атмосферы, уровня творческих ориентиров, художественных интересов, эстетических устремлений, потребностей и компонентов жизни. И вообще любой предмет, попадая в музей, де-факто становится предметом истории и искусства одновременно. И та же обычная программка, которую человек приобретает перед входом в зрительный зал, оказываясь в музее, становится уникальным символом эпохи.