Дети Петрограда на острове Русский

4 мая 2014

В нашей музейной лавке можно найти множество разных изданий – от исторических очерков Владивостока до сборников сценариев культового кино. Чтобы каждая них нашла своего читателя, мы выкладываем для вас самые интересные цитаты из разных книг.

 

Сегодня — самое подробное исследование истории Русского острова авторства Олега Стратиевского. В книге автор рассказывает обо всех этапах жизни острова, о его освоении, легендах и особенностях, иллюстрируя их картами первооткрывателей, старыми фотографиями, портретами важных для истории острова людей. А на карта-вкладыш поможет читателю найти и увидеть своими глазами объекты исследований автора. Еще в предисловии мы понимаем, насколько уникален остров: «Где еще в России можно было бы увидеть остров с казарменными постройками на целую стрелковую дивизию! Где еще можно найти музей под открытым небом площадью в 100 кв. км с доброй сотней фортификационных сооружений! По насыщенности обороны и плотности артиллерийского огня остров, наверняка, был самым вооруженным в мире. <…> Так, до сих пор остается малоизвестным факт нахождения на мысах бухты Рында выходов сланцев архейской группы, сложившихся 3 млрд лет назад — в период зарождения планеты Земля. Вызывает восхищение и тот факт, что на п-ове Саперный еще в конце ХIХ столетия была обнаружена уникальная триасовая система с полными разрезами нижнего яруса (коих в мире насчитывается всего четыре) с начальной границей в 250 миллионов лет».

Исследование автора касается всех сторон жизни Русского острова, в которой было немало интересных моментов. Здесь мы приведем историю о детях из Петрограда, в начале XX века оказавшихся на острове:  

Russky campus

«Волею судеб 19 августа 1919 г. во Владивосток прибыл первый эшелон 2-й Детской Колонии Всероссийского Союза Городов из Петрограда. Руководство Американского Красного Креста, в чьё ведение колония перешла с декабря 1918 г., не позаботилось заранее о подготовке места для приёма детей. А у города, забитого войсками, беженцами и прочим людом не было возможности компактно разместить Петроградских детей в сносных условиях. И их временно расселили в разных местах — мальчиков на 2-ю Речку, девочек на 6-й форт. Это было пристанище, не предполагавшее даже сносного существования, так как жить пришлось в перенаселенных бараках совместно с беженцами. Теснота, мрак и грязь встретили их на краю земли. Дело дошло до того, что мальчишки не выдержали такой обстановки и устроили себе в стороне от бараков палатки. И только 28 августа первые колонисты начали прибывать на Русский остров, которому суждено было на долгие одиннадцать месяцев стать их вторым домом.

Каким образом Петроградские дети оказались на краю земли? Зима 1917-1918 гг. для Петрограда, колыбели пролетарской революции, была неимоверно тяжелой. Огромный город испытывал колоссальную нехватку хлеба. Чтобы избежать катастрофы, большевики предприняли титанические усилия, вылившиеся в печально известную продразвёрстку, благодаря которой, однако, самого ужасного удалось избежать. А уже в мае 1918 г. Народный Комиссариат Просвещения вывез на лето в хлебородные губернии — на Украину, в Поволжье, на Урал — более 11 тыс. детей, ставя своей задачей подкормить их и поправить здоровье. Этим вопросом занималось руководство правительства и лично В. И. Ленин, Я. М Свердлов и А.В. Луначарский. На первом этапе задачу удалось решить: детей организованно вывезли, разместили и обеспечили им полноценный отдых. Но к осени не всех смогли вернуть домой родителям. Часть детей, находившихся на Урале, спасаясь от начавшейся гражданской войны, а затем и голода, холода, всё дальше откатывалась в Западную Сибирь. Здесь их взял под свою опеку (при содействии Я.М. Свердлова и непосредственном участии представителя Международного Красного Креста шведского пастора Сарве) Американский Красный Крест. Маленькие граждане России получили необходимую помощь зимними вещами, продовольствием и медикаментами. Требовалась немедленная эвакуация. Поскольку возвращение в Петроград через линию фронта было невозможно, детей решено было везти на восток.

Прибыв во Владивосток двумя эшелонами, общая группа детской колонии в 680 человек была разделена на две части: 543 из них расположились на острове Русский, на базе Поспеловского городка, где в это время был развернут госпиталь Американского Красного Креста, а 133 — дети старшей возрастной группы, — в казармах и флигелях Военного ведомства на 2-й речке. С оставленными в городе детьми было сложнее. Так, 75 девочек добирались на занятия в 1-ю женскую гимназию в вечерние 6-7-8 классы; 11 мальчишек обучалось в мужской гимназии, около 32-х ребят — в городском среднем учебном заведении. Из 15 человек была образована отдельная группа при колонии на 2-й Речке, в которой обучались по программе 6-го и 7-го классов реального училища. Эта группа весной уже держала соответствующие экзамены при Никольск-Уссурийском реальном училище в качестве экстернов. Город выделял на обучение «чужих» для него детей колоссальные деньги. Только на вечерние классы гимназисток было выделено 330 тысяч рублей. Для сравнения, по нормам Министерства образования 1-я гимназия получала 22 тыс. рублей ассигнований». 

 

Книга «Остров Русский (страницы истории)», Дальнаука, 2013. Автор: О. Б. Стратиевский.
Приобрести можно в музейной лавке (тел. 2-414-082)