Какой будет музейная карта Дальнего Востока в ближайшем будущем? Какова специфика музейной жизни в нашем большом, сложном и красивейшем регионе России? Эти и другие вопросы, касающиеся миссии музейных институций в современном мире и конкретно на Дальнем Востоке, их роли в социально-экономическом развитии региона обсудили участники Стратегической сессии по развитию музеев в Дальневосточном федеральном округе, завершившей свою работу в Хабаровске.
Приветствуя участников пленарного заседания сессии, директор Музея Арсеньева, председатель Ассоциации музеев Дальнего Востока и Сибири Виктор Шалай подчеркнул важность первой встречи, проходящей по инициативе и под патронажем Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Обсуждение региональной музейной проблематики на таком уровне проходит впервые в истории и дает уникальный шанс работникам музеев вместе с представителями органов исполнительной власти разных уровней совместно выработать контуры общего будущего», – отметил Виктор Шалай, возглавивший, к слову, недавно Общественный совет министерства.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подтвердил, что министерство сосредотачивает фокус своего внимания на деятельности музейных институций огромного региона.
«В ходе масштабного проекта, инициированного российским президентом, по реализации мастер-планов развития городов Дальнего Востока, появилась возможность строительства музеев по всему региону», – сказал он, подчеркнув, что это связано, прежде всего, с растущей смыслообразующей ролью музеев.
По словам Чекункова, главная задача ведомства – рост экономической активности на территории, а это 18 субъектов РФ (включая Арктическую зону). Но сейчас же не менее важно задуматься о ее привлекательности и для самих дальневосточников, и для тех, кто готов сюда приезжать в качестве туристов.
О том, что запрос на культурную жизнь в регионе выше, чем в целом по России, говорила и замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. В подтверждение своих слов она привела интересную социологию: среди всех федеральных округов страны самая высокая посещаемость культурных институций – музеев, театров, выставок – фиксируется в ДФО.
«И это при том, что опросы населения по узким, проблемным местам показывают, что запросы, к примеру, в области здравоохранения или дорожного хозяйства в нашем регионе такие же, как и по всей стране», – подчеркнула замминистра.
А теперь о том, как уже в ближайшие годы изменится музейная карта Дальнего Востока. Согласно мастер-планам по развитию городов ДФО, предусмотрено строительство в федеральном округе трех новых музейных комплексов – в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском и в Хабаровске. Так в Улан-Удэ появится музей, который объединит разные коллекции, в т.ч. наследие народов, населяющих Республику, главную миссию которого директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева обозначила так: укреплять образ Бурятии как территории самосознания, человеколюбия и созидания. Исходя из миссии складывается и цель новой институции: искать, сохранять, транслировать опыт разумного диалога людей различных мировоззрений.
Музей Камчатки – это первый общественный объект, который появится в самом центре краевой столицы согласно мастер-плана развития города. Заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева обозначила, что поскольку все подготовительные работы по проектированию завершены, есть понимание, что главная музейная площадка Камчатки может открыться уже через 2,5 года.
«Миссия нашего будущего музея – формирование образа Камчатки как оплота Российской государственности. Знакового, символичного места, внимание к которому было приковано все государственные деятели начиная с Петра I. И сегодня развитие нашего региона, равно как и всех территорий Дальнего Востока в приоритете у российского Правительства», — озвучила она.
По словам Александры Лебедевой, новый музей решает множество проблем, связанных с хранилищем экспонатов, увеличением количества посетителей – как местных жителей, так и гостей региона, а главное у музейщиков появятся площади для новых временных выставок. Таким образом местные жители получают возможность со временем познакомиться с историческим ценностями, хранящимися в разным музея России, увидеть их, не выезжая из своего города.
Один из флагманских проектов для развития Хабаровска – это Дальневосточный художественный музей. Согласно мастер-плану вдоль Амура появится набережная, которая соединит новое строение и старое здание музея. Нынешняя коллекция хабаровчан по общепринятым музейным меркам не большая, около 17 тысяч экспонатов. Но она включает в себя произведения древне-русского и западно-европейского искусства, образцы уникальной античной керамики и этнографической коллекции, а также предметы современного искусства.
Как справедливо считает директор музея Наталия Толстая, Дальний Восток – это место, где соединяются самые разные культуры, и столь разнообразная коллекция, собранная хабаровскими музейщиками, это подтверждает.
«Миссия нашего музея может звучать так: беречь и транслировать образ России как ковчега культур. Сосредоточие опыта и взаимодействия. Российский Дальний Восток может обеспечить роль культурного моста между Западом и Востоком. И одна из наших целей — стать всемирной лабораторией, синтезирующей опыт деликатного взаимодействия всех со всеми», – убеждена она.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков считает, что эти смыслы, озвученные на сессии Натальей Толстой, могут быть применимы к любому музею России. И в этом Дальний Восток, по его мнению, задает тон.
Алексей Чекунков подчеркивает: музеи – очень серьезное дело. Они служат трем главным целям: сохраняют память, порождают гордость, формируют образ России в мире.
Поэтому во многих мастер-планах городов Дальнего Востока запланированы новые современные музеи мирового класса. По Дальневосточной концессии на эти цели уже запланированы инвестиции 14 млрд рублей. И это только начало.