Публикации

Ольга Ивановна ЗОТОВА
Старший научный сотрудник отдела исследований Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

В статье рассматривается передвижная художественная выставка, организованная Музеем-заповедником истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева в рамках партнерского проекта с Сахалинском областным художественным музеем. Приводится концепция выставки, в связи с которой дается обзор материала.

Опубликовано в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», № 3 (16), сентябрь 2023 года.


Статья посвящена дальневосточной природе в книжной иллюстрации из фондов Музея-заповедника истории Дальнего Востока. На примере произведений художников книги прослеживается эволюция этого вида искусства в Приморском крае. Анализируются приемы работы и творческие концепции авторов, развитие индивидуального видения литературного текста. Исследуется взаимосвязь классической советской традиции книжной иллюстрации и современных практик иллюстратора книги.

Опубликовано в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», № 4 (13), декабрь 2022 года.


Статья посвящена рассмотрению локального визуального мифа. Исследуется феномен мифологического в создании образа города в творчестве художников Дальнего Востока на рубеже ХХ–ХХI веков, когда происходит трансформация существующих концепций в художественном отражении образа города.

Опубликовано в сборнике материалов научной конференции «Российское дальневосточное искусство и мир», 2022 год.


Статья посвящена творчеству народного художника Российской Федерации, почётного члена Российской академии художеств Ивана Васильевича Рыбачука (1921–2008). Его деятельность связана с Дальним Востоком, особенно привлекал мастера север региона. Цель исследования — рассмотреть наследие художника в контексте общероссийского искусства. В работе анализируются основные темы его творчества коренные народы Севера и Приморья, граница, труд моряков и рыбаков. В результате делается вывод о том, что И. В. Рыбачук внёс большой вклад в эстетическое освоение Дальнего Востока: территория региона стала объектом художественного восприятия. Благодаря усилиям мастера эта тема вписана в отечественное искусство.

Опубликовано в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», № 3 (12), сентябрь 2022 года.


Статья посвящена уникальному произведению монументально-декоративного искусства, являющемуся элементом интерьера Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Созданный для зональной выставки «Советский Дальний Восток», состоявшейся во Владивостоке в 1985 году, в настоящее время витраж «Амур» установлен в оконном проёме в межэтажном пространстве музея. Исследуются художественная концепция автора и особенности технологического решения.

Опубликовано в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», № 2(7), июнь 2021 года.


Статья посвящена творчеству художников Приморского края, работавших в области тиражной графики. Исследуются биографические данные художников, индивидуальная манера авторов, специфические мотивы творчества, связь с географическим положением, создание образа места, в котором отражены Приморский край и Дальний Восток. Анализируется развитие темы в циклах произведений, посвященных Владивостоку, истории Приморского края. Рассматривается феномен художника-педагога, художника-просветителя. В научный оборот вводятся сведения о произведениях, хранящихся в художественном фонде Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, а также биографические сведения из архива Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России».

Опубликовано в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», № 4(5), декабрь 2020 года.


Статья посвящена художественной коллекции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, в которой хранится более 200 произведений живописи и графики, посвященных Владивостоку. Они созданы во второй половине XX—начале XXI века. Приведенный в статье краткий обзор этого массива позволяет говорить о разнообразии техник и приемов, о широте образов, стремлении авторов запечатлеть неповторимое лицо города, о трансформации натурного подхода в символическое видение. Материалом исследования послужили произведения М.В. Филиппова, В.И. Герасименко, Б.Ф.    Лобаса, И.В. Рыбачука, Ф.Н. Бабанина, А.В. Те-лешова, П.Я. Рогаля, Ж.С. Кочубея, И.А. Кузнецо-ва, К.И. Шебеко, В.А. Гончаренко, В.П. Белоусова, Ю.С.    Рачева, Е.В. и О.В. Осиповых, Л.А. Козьминой, В.А.    Камовского, П.П. Куянцева, А.П. Заугольнова, С.М. Черкасова.

Опубликовано в журнале «Искусство Евразии», № 4(23), 2021 год.


Вторая часть статьи, посвященной творчеству художников Приморского края, работавших в области тиражной графики.

Опубликовано в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», № 1 (10), март 2022 года.