Виктор Никонович Старовойтов (1927-2007) родился 17 февраля 1927 года в селе Васильевка Хабаровского края. Он окончил Владивостокское художественное училище, после него учился в Дальневосточном педагогическом институте искусств (1962-1967).
С 1972 года преподавал во Владивостокском художественном училище. Виктор Никонович состоялся не только как очень интересный живописец, график, автор предметов-реконструкций (костюм, багетные рамы, перила и др.), но энергичный, мудрый, умеющий зажечь сердца студентов педагог. Те, кто учился у В. Н. Старовойтова, понят его удивительный талант видеть красоту в рядовых вещах, умении радоваться каждому мгновению, способности наполнить это мгновение чем-то необычным. К примеру, регулярные студенческие пленэры становились особенными, потому что Виктор Никонович брал с собой самовар – настоящий, на дровах, — и заваривая чай, рассказывая студентам о чайных обычаях прошлого в России, о традициях чаепития в разных странах.
Вообще о его увлеченности, влюбленности в жизнь ходили легенды. Так, после поездки к друзьям в Среднюю Азию он привез казан для плова и варил его по специально добытому рецепту, пригласив преподавателей училища на трапезу. Любовь к ремесленничеству выливалась в то, что он неустанно мастерил и создавал — мебель, рамы, костюмы, разные предметы, которые позволяли окунуться в прошлое. Оно манило художника, давало возможность оказаться в мире, где человек может выразить свою индивидуальность.
В живописи и графике В. Н. Старовойтов следовал реалистическим традициям: хорошее владение рисунком, большая подготовительная работа при создании картины – этюды, в которых видно стремление найти наиболее удачный ракурс, уловить свет. Его профессионализм неизменно отмечали зрители персональных выставок, которые Виктор Никонович устраивал нечасто: 1966, 1979, 1997, 1998, последняя состоялась в галерее «Арка» после ухода из жизни в 2009. Он работал в разных жанрах – портретном, городского пейзажа, жанровой композиции. Так, в Музее-заповеднике хранится один из его замечательных портретов Андреаны Агбалян и Валерия Головина. Очень любил городской пейзаж, стремясь изобразить старые уголки Владивостока, которые давали ощущение города со своим особенным обликом: в 1960-е Владивосток стал стремительно расти, застраиваться типовыми многоэтажками, а в работах Старовойтова можно было увидеть деревянную застройку над Светланской, дореволюционные дома на каменном цоколе, цирк шапито на склоне, где позже возникла центральная площадь. Он жил недалеко от кинотеатра «Океан» в старом доме, и наблюдал за тем, как меняется Владивосток.
Одной из тем, волновавших В. Н. Старовойтова была тема Великой Отечественной войны. Особое внимание он уделил Брестской крепости. Перед тем как создать масштабную завершенную работу, он написал серию этюдов, в которых рассматривал крепость не столько как фортификационный объект, сколько как возможность решить пластические задачи очень широкого диапазона. Он пишет отдельные фрагменты крепости, арочные своды капониров, редуты, входные ворота, в этюдах воспроизводя особенности кирпичной кладки, освещения, стремится передать специфическую пластику сооружений, в которых на первый план выходит не красота, а оборонительные качества, и которые вместе с тем удивительным образом отвечают триаде Витрувия «польза-прочность-красота».
Так, на одном из этюдов изображен символ Брестской крепости — Холмские ворота. Одни из четырех ворот оборонительной казармы в цитадели крепости, ворота были построены в классицистическом стиле: на внешнем фасаде украшены башенками, к сожалению сильно пострадавшими в начале Великой Отечественной войны. В этюде фасад залит светом, терракотовый цвет кирпичной кладки контрастирует с белым цветом оконных и входного проемов.
К теме Брестской крепости обращались известный живописец-баталист П. Кривоногов, Н. Толкунов, В. Бундин, Б. Аракчеев и другие авторы. В своих полотнах они показали подвиг защитников крепости.
Свою задачу В.Н. Старовойтов видел в другом – показать крепость как охранительный символ в целом. В 2000-х годах уже после распада Советского Союза комплекс «Брестская крепость» пережил масштабную реконструкцию. На средства Союзного государства были проведены реставрационные и восстановительные работы нескольких объектов, открылась интерактивная музейная экспозиция. Виктор Никонович побывал в этих местах в 1965 году, когда крепость еще хранила дух боев: следы разрушений и пуль, утраченные стены – все это давало возможность чуткому сознанию художника представить события, происходившие в июне 1945-го.
Коллекция этюдов из фондов Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева дает возможность увидеть это.