К творчеству Сергея Черкасова вполне применимы строки приморского поэта Геннадия Лысенко:
А что Москва, а что столица? —
То воевать, то воровать…
И я бы мог там поселиться,
Но душу некуда девать.
Останусь здесь, где ветры свищут,
Чтобы с Орлиного гнезда
Смотреть, как в бурном море ищут
Огни маячные суда…
Первая часть творческого пути Сергея Черкасова была связана с книжной графикой. Выпускник Владивостокского художественного училища по классу Валентина Чеботарева, Сергей Черкасов почувствовал внутреннюю связь с искусством графики. Вряд ли нужно удивляться: В. Чеботарев закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по направлению графики и, приехав во Владивосток, своих студентов учил всему, что сам получил в столичном вузе.
Черкасов пробует себя в разных графических техниках, довольно рано начинает работать для Дальневосточного книжного издательства, в котором позже станет художественным редактором. Практически каждая книга, оформленная иллюстрациями Сергея Черкасова, становилась событием. Но не только те книги, над которыми работал художник непосредственно, но и те, которые оформляли другие художники под кураторством художественного редактора, отличаются высокой эстетической культурой, грамотным подбором шрифта, словом тем, что делают книгу произведением искусства.
Что касается самого Черкасова, он с безошибочным чутьем выбрал свою тему — дальневосточную. Его коллега по Дальневосточному книжному издательству литературный редактор, арт-критик А. Лобычев писал об этом: «…книжный график, имеющий дело с дальневосточной литературой, волей творческой судьбы превращается в Дерсу Узала, и справиться с этой ролью неимоверно сложно. Роль эта требует не только профессиональных усилий, но внимания и терпения исследователя, не только раскованного воображения, но и научной, исторической достоверности и точности. Вот почему оформление очередной книги становилось для Черкасова путешествием — и воображаемым, и реальным. Ему приходилось проникать в эпоху освоения Дальнего Востока, когда горные хребты, реки и побережье еще только обретали имена и наносились на русские карты — тем же В. К. Арсеньевым, в годы Гражданской войны, когда партизанил юный А. Фадеев, забираться в самые сокровенные уголки Уссурийской тайги, где действовали герои других книг».
Работая с текстом, Черкасов отправлялся в различные уголки Приморского края, чтобы почувствовать место, в котором разворачивались события, увидеть воочию талый снег Уссурийской тайги, дымку над сопками. Увиденное и позже отраженное в его иллюстрациях придавало визуальной истории книги подлинность, непридуманность, убедительность. «Разгром» А. Фадеева, «По Уссурийскому краю» В. К. Арсеньева, «По ту сторону» В. Кина, «Женьшень» М. Пришвина и другие издания получали награды на Всесоюзном конкурсе искусства книги. Иллюстрации, созданные в технике акварели, отражали широкий спектр художественных возможностей автора. Прозрачные, сделанные в одно касание, графические листы для книги В. К. Арсеньева словно следовали характеру дневниковых записей, зарисовок пером, сделанным на ходу, быстро. В «Разгроме» художник пишет акварелью по мелованной бумаге, используя живописное пятно, широкий напряженный штрих, приближая акварель к живописи. Приморский край, созданный Сергеем Черкасовым для книги, запечатлен во всей своей первозданности, широте и удивительной красоте. Несколько циклов иллюстраций хранятся в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Но в данной подборке, которая продолжает тему города, представлена не книжная графика, а акварельные листы, посвященные Владивостоку.
В 1990-х Сергей Черкасов обратился к станковому искусству. И здесь вырабатывается его особый фирменный почерк — утонченный, изысканный, очень узнаваемый. Он выбирает для себя несколько тем, в которых работает последовательно и самозабвенно, и одна из них тема Владивостока.