«Фадеевиада» Валентина Чеботарева. Виртуальная выставка к 120-летию А.А. Фадеева

Фадеевский декабрь

Приглашаем вас встретиться с юным Сашей Фадеевым и погрузиться в атмосферу Гражданской войны в Приморье при посредничестве замечательного приморского художника В.С. Чеботарёва.

 

 

В Приморье сентябрь по праву считается Арсеньевским, а последний месяц года – декабрь – можно поименовать Фадеевским. В декабре 2021 года исполняется 120 лет со дня рождения писателя Александра Александровича Фадеева.

Он приехал в Приморье в семилетнем возрасте, здесь учился во Владивостокском коммерческом училище, вступил в семнадцать лет в партию большевиков, работал в подполье Владивостока «техником» по изготовлению документов для нелегалов. Отсюда, не окончив обучения, ушел в партизаны.

Дальневосточная юность питала творчество и давала жизненные силы Фадееву на протяжении всей жизни.

Именно юношеский опыт участия в борьбе за установления Советской власти лег в основу произведения, которое принесло начинающему писателю широкую известность и заслуженное признание. Это роман «Разгром», написанный в 1926 году и опубликованный в 1927 году.

Хранимые в душе и памяти друзья юности помогли созданию «живых» образов комсомольцев Краснодона, казненных гитлеровцами за участие в подпольной организации, именем которой он назвал роман «Молодая гвардия».

 

Фотография. Александр Александрович Фадеев. 1919-1920 годы
Фотография. Фадеев Александр Александрович — гимназист
Фотография. Саша Фадеев — учащийся гимназии
Фотография. Александр Фадеев. 1920 год

На пике писательской славы эти произведения А.А. Фадеева выдержали много изданий и переизданий.

Иллюстраторами книг культового советского писателя были многие известные художники. Особое место в этом кругу занимает Валентин Степанович Чеботарев. Сегодня мы хотим познакомить вас с тем, как представлены образ Александра Фадеева и героев Гражданской войны в работах В.С. Чеботарева, которые хранят фонды Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

Валентин Степанович Чеботарёв (1928—2018) — один из самых значительных приморских художников. Первый в Приморском крае профессиональный график с высшим академическим образованием: в 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская А. Ф. Пахомова). Работал в области станковой графики (уникальной и тиражной) и книжной иллюстрации. Был удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Родился Валентин Чеботарёв в 1928 года в деревне Костомаровка Шпикуловского района Тамбовской области в семье крестьянина. В 1941 году семья переехала во Владивосток. Здесь В. С. Чеботарёв закончил школу, Владивостокское художественное училище, после окончания которого один год работал в средней школе № 1 учителем рисования и черчения.


На фото: Валентин Степанович Чеботарёв. Автор Н.А. Каторжных

В 1951 году был призван в ВМФ. После службы в армии поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультет графики. По окончании вуза был направлен Министерством культуры РСФСР для работы во Владивостокском художественном училище. Сразу же В.С. Чеботарев начинает участвовать в серьезных выставках: 1961 — республиканская и всесоюзная выставки художников-маринистов, 1962 — вторая всесоюзная выставка эстампа, 1962 — выставка достижений народного хозяйства СССР, 1963 — выставка «Советская графика и скульптура» в КНДР, 1964 — зональная выставка «Советский Дальний Восток». На них были представлены его литографии, линогравюры.

В станковой графике художник создавал целые циклы произведений на исторические темы, которые волновали его: Гражданская и Великая Отечественная войны, революция в Приморье и партизанская борьба в крае, время коллективизации.

На фото: Валентин Чеботарёв

Герои той эпохи, известные и безымянные, сражаются за революцию и Советскую власть, осваивают Дальний Восток, осуществляют коренные перемены в деревне. Среди тех, кто завладел вниманием В.С. Чеботарёва, был и Александр Александрович Фадеев. В анкете для членов  Союза  художников СССР  в графе «наименование основных произведений» значится «1962—1963 — серия «Детские и юношеские годы А. Фадеева», 5 листов, литографии». Принцип развития темы в сериях произведений, которые В.И. Кандыба называл «графическими сюитами», был избран с самого начала и сохранился  в дальнейшем.

Помимо серии об Алесандре Фадееве, Чеботарёв создает в 1960 году серию  «Дети и гражданская война», в 1962-64 годах — серию «Полосатые дьяволы», в 1963 году — серию «Арсеньев и Дерсу Узала», в 1967 — «30-е годы», в 1969 — «Лазо — партизанский вожак», в 1974  — «Партизанское Приморье». Такой подход был обусловлен  и тем, что  большая тема не могла быть выражена в одном произведении, и тем, что на видение материала, очевидно, оказывал влияние опыт работы в книжной иллюстрации.

На фото: Чеботарёв В.С. Графический лист «Автопортрет»

Цикл «Юность Фадеева»
из фондов Музея Фадеева в Чугуевке

 

Серийный подход обеспечивал визуальную повествовательность, в которой исторические события разворачивались в некоей последовательности сюжетов. Порой эта взаимосвязь обнаруживалась неожиданно: в 1988 году Дальневосточным книжным издательством была издана серия малоформатных изданий из трех книг, объединенная названием «Заветный край». В нее вошли книги Юрия Вознюка «В плавнях Ханки», Бориса Жиденкова «Петля тайги», Трофима Борисова «Сын Орла». Иллюстрации к книге Ю. Вознюка выполнил В.С. Чеботарёв. На форзаце издания, содержание которого не связано с событиями Гражданской войны,  вклеена репродукция линогравюры В.С.Чеботарева из серии, посвященной С. Лазо. Заветный край – Приморье – мыслился художником в сложной взаимосвязи образов.

В коллекции музея хранятся графические листы из нескольких серий, связанных с образом А.Фадеева и его времени: «Партизанские годы А. Фадеева» (1966, литография, 45х33); «Юность А. Фадеева» (1966, литография, 45х33); «Земля» ( 1967, литография, 50х65). Эти листы отличает хороший рисунок, выразительность образов, драматическое дыхание эпохи.

Образ А. Фадеева разрабатывается особенно эмоционально, так как художник хорошо знал произведения писателя: в 1967 году он создал цикл иллюстраций к книге А. Фадеева «Метелица». Работы, посвященные А. Фадееву, стали основой персональных выставок, были замечены и освещались в центральной прессе.

Чеботарёв В.С. Графический лист «Юность А. Фадеева» (из фондов Головного музея)
Чеботарёв В.С. Графический лист «Фадеев в удэгейском селении» (из фондов Головного музея)
Чеботарёв В.С. Графический лист «Партизанские годы А. Фадеева» (из фондов Головного музея)

 

Не менее интересна серия иллюстраций к произведению А. Фадеева «Разгром», выполненных для Дальневосточного книжного издательства. В них Чеботарев также идет по пути визуального повествования, работая в русле классической традиции советской книжной иллюстрации.

 


На фото: В.С. Чеботарёв,  один из иллюстраторов произведений А.А. Фадеева, выступает во Владивостоке. Автор Б.П. Подалёв

В небольших по формату черно-белых рисунках он словно следует за словом. Не случайно Л. И. Мартемьянова, преподаватель литературы Владивостокского художественного колледжа, в тематическом уроке «Вернисаж, рожденный словом», говорит о соавторстве писателя и художника. В 2001-2015 годах В. С. Чеботарев приносил на урок планшет с работами разных лет, рассказывал о работе художника в издательстве, показывал клише к романам «Разгром», «Последний из Удэге», рассказу «Метелица». Художник считал, что именно рисунок, раскованный и легкий, выражает мысли писателя,  интонации героев, словно разделяя вместе с Фадеевым пламень революционного горения.

 


На фото: В. Чеботарёв. Суперобложка к книге «Разгром»

Иллюстрации к книге «Разгром» из фондов
Музея Фадеева в Чугуевке

Гражданская война в графике Валентина Чеботарёва