Коллекция этнографии Ф.К. Гека

Биография

Фридольф (Фабиан) Кириллович Гек родился в 1836 году в городе Экенес Ньюландской губернии (ныне Уусимаа, Финляндия). Фридольф происходил из обедневшего дворянского рода и к 12 годам начал плавать юнгой, затем гарпунером и младшим штурманом. Фридольф ходил в Атлантику и Тихий океан, а также побывал в обеих Америках. В период с 1854 по 1856 обучался в мореходной школе в Або и по окончанию получил диплом шкипера купеческого судна. Ф. Гек прошёл длинный путь в 1856 г. трудился гарпунёром на китобойном бриге «Граф Берг», затем в 1858-1861 гг. в Охотском море охотился на китов, а к 1862 вернулся в Финляндию для того, чтобы продолжить образование. Таким образом в марте 1863 г. Гек задал экзамен, получил диплом и стал «вольным шкипером».

В 1868-1869 гг. на китобойном бриге «Император Александр II» совершил переход в Находку вместе с полусотней финских переселенцев. В 1870-е годы семья Ф. Гека поселилась в б. Сидими (ныне с. Безверхово, Хасанский р-н), где произошла большая трагедия в его жизни. Однажды, когда Гек отсутствовал дома, на семью напали хунхузы и убили жену, а сына похитили. Позднее Фридольф женился повторно и в этом браке родилась дочь. В 1904 году Фридольф Гек скончался и был похоронен на Покровском кладбище.

Деятельность

Ф. Гека можно считать одним из первых подданых Российского государства, который организовал китобойный промысел в Приморской области на своих собственных шхунах «Аннушка» и «Акула», а также на шхунах своего финского товарища О. В. Линдгольма. В 1885 году на шхуне «Сибирь» Ф. Гек смог обойти участок Корякского берега т.е. побережье Чукотского полуострова и Камчатки. Подробно описал камчатский берег между мысами Ильинским и Фаддея, открыл залив Корфа, а также провёл топографическую съемку участка Чукотского побережья, Камчатки и берега Японского моря, которые ранее не были картографированы.

Фотография шхуны «Сибирь»
Фотография шхуны «Сибирь»

Коллекция Фридольфа Кирилловича Гека

Во время экспедиции 1885 года Ф. Геком была собрана обширная этнографическая коллекция, которую исследователь передал в музей ОАИК. Посей день коллекция Фридольфа Гека хранится в Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.

Письмо № 30 от 2 марта 1886 г.

от Председателя Общества Изучения Амурского края Федора Федоровича Буссе Фридольфу Геку с благодарностью за переданную коллекцию
Смотреть

Коллекция Гека в общей сложности содержит в себе более 130 предметов, отражающих культуру чукчей, эскимосов и коряков. Все они выполнены в технике традиционной для данных культур и материалов: кость, дерево и кожа. Коллекция Фридольфа Гека представлена в большей степени утилитарными вещами т.е. предметами, которыми активно пользовались в быту и в обрядности.

Бытовые предметы можно разделить на несколько групп: утварь, элементы одежды, предметы, используемые в промыслах, в также предметы воинов и средства передвижения.

Утварь у коренного населения изготавливалась из разных материалов таких как древесина и кость, причем кость была более редким материалом. Посуда из коллекции Гека представлена в основном деревянными предметами: чаша, кружка, ложки и ковш для жира. Все эти предметы в культуре коренного населения Севера носили свои уникальные названия, например у коряков чашки называли «койнын», а ковши «мимылкойнын».

В быту у коряков-оленеводов имелись и активно использовались особые колотушки «тэв ланан», которые представляли собой изогнутые пластины из кости. В основном они служили для выбивания пыли, отряхивания снега с обуви, волос и даже бороды. Некоторые такие предметы могли украшаться: например, на одной из таких колотушек служившая ручкой нижняя часть украшена головой оленя.

Среди предметов для промыслов в коллекции можно встретить орудия лова, например гарпуны и рыболовные крючки.

Существуют и предметы, которые должны были упрощать процесс рыбной ловли или охоты на морских животных. К такого рода предметам можно отнести сачок для вылавливания льда из лунки, а также пробку. Наиболее необычным предметом в данной группе является деревянная пробка «пых-пыхе». Такие пробки использовали для того, чтобы заткнуть надутый пузырь из шкуры зверька (преимущественно нерпы), который служил поплавком. Нередко такие поплавки использовали для устойчивости лодок в ветренную погоду или же для того, чтобы оставить на плаву добытого зверя. В среднем использовали 1-2 таких поплавка, однако если идет речь об охоте на кита, то здесь требовалось гораздо больше. Предметы, связанные с промыслами, нередко считались сакральными, по этой причине многие из них богато украшались, как и пробка из музейной коллекции.  На внешней части пробки изображение женского лица, где вместо глаз красуются синие бусины.

На фото: Затычка (пробка) для поплавка из нерпичьей шкуры. п-ов Чукотка, о.в Б. Диомид? 70-80-е гг. XIX в.

Помимо гарпуна и крючков, в коллекции музея присутствует один уникальный предмет – бола. Он может носить разные названия – бола, болас или болеодорас, однако все они обозначают одно — метательное оружие, которое было предназначено для охоты на птиц. Существует даже мнение, что древние воины чукчей и эскимосов использовали болас в качестве воинского оружия.

Лассо для поимки птиц (бола)
Лассо для поимки птиц (бола)

Коренные народы северо-востока Азии было не только искусными охотниками и рыболовами, но и собирателями. Для того чтобы добыть различные коренья растений, людям были необходимы мотыги и лопаты. Лопата из коллекции Ф. Гека сделана по традиционным технологиям, где штык не железный, а костяной.

Лопата. п-ов Чукотка, о.в Б. Диомид? 70-80-е гг. XIX в.

Смотреть

В коллекции Фридольфа Гека представлено и средство передвижения — деревянные нарты. Нарты были нескольких типов: легковые (их еще называли ездовые), а также грузовые. В музее хранятся грузовые нарты, довольно компактные по своему размеру (всего 39х43 см).  С полозьями из клыков моржа, которые в традиционной культуре эскимосы называли «канрак».

Нарта для перевозки тяжестей. Национальное наименование: «Канрак», п-ов Чукотка. 1890-е гг.<br />
Дерево, кость, кожа, металл, ручная работа.
Нарта для перевозки тяжестей. Национальное наименование: «Канрак», п-ов Чукотка. 1890-е гг.
Дерево, кость, кожа, металл, ручная работа.

Пожалуй, наиболее декоративные предметами в коллекции Гека — элементы одежды, а именно пояса. В собрании имеется 2 пояса — женский и мужской. Такие пояса — яркий пример женского мастерства, так как изготовлением одежды занимались преимущественно женщины. Корякские мастерицы были очень искусны в своем ремесле, умели выделывать самые разные шкуры и владели различными техниками декоративных швов. Орнаменты на одеждах были весьма разнообразны: геометрические, растительные, реалистичные изображения животных. Данные пояса содержат в себе простые и изящные линии, а мужской имеет и геометрический узор. Уникальность этих поясов состоит в том, что они вышиты бисером, причем бисерная вышивка красовалась как правило на летней одежде.

Военное искусство у народов Севера было очень развито, многие народности считались крайне воинственными, в том числе и чукчи. Как писал российский исследователь Камчатки и полуострова Тайгонос Карл фон Дитмар: «Каждый из чукчей считает особым предметом уважения искусство владеть оружием и всегда вооружен, а следовательно, всегда готов к сражению».  Конечно, в обществе чукчей еще не существовало родов войск и отдельных отрядов, однако воин мог сражаться согласно своей специализации и использовать определенное оружие. Все зависело от физических показателей воина, согласно которым человек мог быть отнесен к бегунам или борцам. Борцы как правило были одеты в доспехи, а бегуны в более легкую амуницию, поскольку должны были преследовать сбежавшего врага. В бою чукчи чаще всего пользовались луком и копьем.

Коллекция Гека содержит в себе колчан для стрел, а также древки стрел. В среднем длина стрелы у чукчей варьировалась от 60 см до 85 см. Древки стрел данной коллекции в среднем имеют длину 71,5 см. Что примечательно, колчаны для стрел у чукчей как правило изготавливались из ровдуки, и в отличие от эскимосских, имели отверстие сверху для того, чтобы туда можно было класть стрелы, которые не полностью утопали, а слегка торчали из колчана.

Чукчи использовали два основных типа доспеха: кожаный ленточный-ламинарный и пластинчатый-ламеллярный. В коллекции Ф. Гека представлен фрагмент пластинчатого-ламеллярного доспеха. Считается, что доспехи, сделанные из металлических пластин, появляются в обиходе у чукчей примерно в XVII – XVIII вв., до этого же подобные латы изготавливались из деревянных или костяных пластин.

Предметы религиозного характера представлены в коллекции Ф. Гека костяными фигурками в виде различных животных, а также деревянными масками. Предметы мелкой пластики, привезенные Ф. Геком из экспедиции, дают нам понимание того, как было развито косторезное искусство у северных народов. Костяные фигурки имеют как антропоморфный, так и зооморфный вид. Как правило, такие предметы изображают сцены из обычной жизни, как например фигурка человека, который держит бутылку.

Зооморфные фигуры отражают занятия местного населения, такие как охота на птиц, морских обитателей и т.д.

Наиболее примечательными в коллекции Ф. Гека являются изображения водоплавающих птиц. Они не совсем похожи на птиц: фигурки имеют плоское основание, неестественно короткую шею и не столь ярко выраженную голову.

В наибольшей степени распространены изображения собак и медведей. Такие предметы выполняли роль духов, к которым можно было обратиться, чтобы заручиться удачей на предстоящем промысле. Изображения собак были распространены потому, что собака являлась практически единственным способом передвижения.

Изображения медведей у коряков, эскимосов и чукчей, связаны с распространенностью так называемого «Медвежьего праздника».  Медвежий культ не ограничивался одними изображениями животного, праздник представлял собой целый комплекс обрядов, в центре которого – медведь. В данном случае медведь являлся олицетворением силы и мудрости и выступал в качестве священного животного, хозяина местности.

Деревянные маски имеют антропоморфный вид и повторяют некоторые черты лица человека. Подобные маски у народов Севера были довольно распространены. Их нередко использовали в различных обрядах, празднествах и шаманских камланиях. Эскимосы не всегда берегли свои маски, многие после одного единственного обряда сжигались.

В коллекции Гека представлены два таких предмета. Первый — маска, которую ещё Ф. Гек в XIX веке определил как шаманскую. Она обладает эскимоидными чертами, с ярко выраженными надбровными дугами, хорошо очерченным ртом, и имеет вставными деревянными зубами. Второй предмет можно отнести к маскоидам, поскольку его размеры в несколько раз меньше первой маски.  Этот предмет, хоть и похож на изображение человека, но не был предназначен для ношения на лице.

На фото: Маски. п-ов Чукотка, о. Ратма́нова (Большой Диомид), ныне о. Ратманова, нач. 80-х гг XIX в.
На фото: Маски. п-ов Чукотка, о. Ратма́нова (Большой Диомид), ныне о. Ратманова, нач. 80-х гг XIX в.

Несмотря на небольшое число предметов в коллекции, она является уникальной по своему содержанию, причем не только для музея им. Арсеньева, но и для мира в целом. Таких редких предметов как бола практически не осталось в мире. Многие экспонаты коллекции дают современному человеку, понимание того, как жили народы Севера в конце XIX века, какими предметами пользовались, и позволяют оценить мастерство тех кто их когда-то изготовил.