Бювар Александра Александровича Фадеева

29 декабря 2022

История предмета

В фондах Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится изящный предмет с необычным названием «бювар». Он принадлежал известному советскому писателю и общественному деятелю Александру Александровичу Фадееву.

Александр Александрович Фадеев, дальневосточный писатель. г. Москва 1950-1952 гг.

Слово «бювар» произошло от фр. Buvar, что дословно означает «тот, кто пьет чернила». Дословный перевод названия позволяет заметить связь между этим загадочным предметом и широко распространенной в советское время промокательной бумагой, листок которой каждый школьник вкладывал в свою тетрадь. До изобретения шариковых ручек люди пользовались чернилами для письма, наносили их на бумагу с помощью перьев, позже перьевых ручек. Писать чернилами аккуратно было довольно сложно и промокательная бумага,  случайно изобретенная в 30-е гг. XIX века на одной английской бумажной фабрике, значительно упростила этот процесс. Наложение пористой, рыхлой бумаги на написанный текст ускоряло высыхание чернил, предотвращало их размазывание, помогало избавиться от клякс. Так листы промокательной бумаги, начиная с XIX в., стали неотъемлемой принадлежностью каждого письменного стола.

На фото: Бювар, принадлежавший писателю А.А. Фадееву. Россия, первая половина ХХ в. Офикальцит, металл, кожа, шелк. Полировка, посеребрение.

Тогда и появились бювары, которые в процессе времени обрели свой наиболее распространенный вид — настольной папки, предназначенной для хранения промокательной и писчей бумаги, а в раскрытом виде выполняющей роль подложки для письма. К одной створке папки крепилась «промокашка», на второй делались удобные кармашки для конвертов, почтовой бумаги, хранения писем.

В советское время бювары нередко продавали уже с наполнением – внутрь вкладывались листы промокательной и писчей бумаги, трафарет для письма (разлинованный лист), сменный блокнот, алфавитная записная книжка. Бювары были дорожные и настольные. Переплёт изготавливали из разных по стоимости материалов — были в ходу бумажно-картонные, тканевые, кожаные изделия и особенные подарочные статусные образцы ювелирного дела.

Последние напоминали по оформлению дорогую книгу или шкатулку, такие бювары состояли из основания на четырех ножках и крышки, снаружи бювар обтягивали бархатом или кожей, внутренние детали оклеивались шелком. Крышка украшалась серебряной или металлической пластиной, на которой нередко выполнялся гравированный или штампованный узор, для оформления использовались эмаль, золочение, чернение.

Данный музейный предмет является примером такого бювара советской эпохи. Бювар Александра Фадеева имеет прямоугольную форму. Его основание сделано из кожи, снизу по углам закреплены четыре короткие металлические ножки. Внутренние листы изготовлены из тонкого картона, обтянутого черной шелковой тканью. Верхняя часть предмета – прямоугольная плита из офикальцита (мелкозернистой метаморфической горной породы, в отполированном виде использующейся как цветной мрамор), заключенная в тонкую металлическую рамку. На плите расположена медная посеребренная накладка с изображением девушки с крыльями. В правой руке девушки – писательское перо, в левой, поднятой вверх – щит листовой формы. Края щита оформлены растительным орнаментом. На щите монограмма АФ (Александр Фадеев). Изображение девушки по имеющимся атрибутам сложно соотнести с конкретной Богиней или Музой древнегреческой мифологии, можно предположить, что это интерпретированное воплощение вдохновения и творческого писательского труда.

Личные вещи Александра Фадеева были переданы Приморскому краеведческому музею имени В.К. Арсеньева в 1970 г. народной артисткой СССР Ангелиной Степановой — женой писателя.

Бювар – предмет настольный, сопровождающий человека в его профессиональной и творческой деятельности, личной и деловой переписке долгие годы. Такой предмет считался статусным и принадлежал уже известному писателю Фадееву — взрослому мужчине, сформировавшемуся писателю и уважаемому общественному деятелю на ответственных постах. Нередко бювары такой работы выступали в роли подарков. Так для каких видов писем могли храниться бумага и конверты в настольном бюваре Александра Фадеева?

Общественная деятельность

Александр Фадеев вел разноплановую и активную переписку, значительная часть которой была связана с его общественной деятельностью. Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня: в 1926-1932 гг. был оргсекретарем Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1932 г. РАПП была распущена и заменена Союзом писателей СССР, Фадеев стал одним из руководителей созданной организации, заняв пост заместителя председателя оргкомитета Союза в 1934 г., а затем секретаря (1939-1944), генерального секретаря (1946-1954) и секретаря правления (1954-1956) Союза писателей. В течение почти двух десятилетий Фадеев фактически руководил литературой СССР.

В годы Великой Отечественной войны Александр Фадеев работал главным редактором «Литературной газеты», был организатором журнала «Октябрь», военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. После войны писатель выполнял обязанности на постах депутата Верховного Совета СССР, члена Всеславянского комитета, председателя Комитета по сталинским премиям при Совете министров СССР.

На фото: А.А. Фадеев (7-й слева в верхнем ряду) среди делегатов XIX съезда КПСС. г. Москва, 10 октября 1952 г.

Писательская деятельность и общение с советскими школьниками и молодежью

Несмотря на свою крайнюю загруженность, острый недостаток времени и сил, Александр Фадеев оставался верен долгу писателя. В феврале 1943 г. советский народ узнал о бессмертном подвиге юных краснодонцев, членов подпольной организации Молодая гвардия. Фадеев написал статью «Бессмертие», а позже посвятил подвигу юных героев роман «Молодая гвардия». Писатель изучал документальные материалы, ездил в Краснодон, говорил со свидетелями и родственниками погибших. Роман был написан очень быстро. Сам писатель вспоминал: «Без преувеличения могу сказать, что писал я о героях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца». Первая редакция романа вышла в свет в 1946 г., в 1951 г. роман был переработан и выпущен в новой редакции. Этот роман стал одним из важнейших литературных произведений соцреализма для советской литературы, он был включен в школьную программу. Каждый советский школьник 50-80-х гг. хорошо знал эту книгу. Александр Фадеев создал роман, на который отзывались души и сердца ребят, на страницах книги писатель рассказал о молодости, жизнелюбии, смелости, любви к Родине и великом подвиге юных героев Краснодона. Знали ребята и другие произведения автора, через которые учились ценности дружбы, человечности, верности общему делу.

В фондах Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева сохранились фотографии встреч советских школьников и молодежи с Александром Фадеевым, писателем, которого они искренне и тепло любили. Также сохранились подарки от ребят, адресованные Фадееву: подарочная украшенная папка для бумаг с орнаментом и подписью «Любимому писателю Александру Фадееву на память от учениц девической гимназии. Асеновград - Болгария»; папка для блокнота из дерматина от учащихся РУ №3; подарочная папка для бумаг серого цвета от учащихся РУ №3 г. Москвы.

На фото: Александр Александрович Фадеев с чугуевскими школьниками у себя на даче. г. Москва, 1950 г.

Фадеев тепло и с радостью общался с ребятами, несмотря на занятость, откликался на приглашения на встречи. Так немалое число листов и конвертов из бювара было вытащено для ведения этого теплого общения с подрастающим поколением, перенимающим идеалы и ценности из книг.

Ходатайства о репрессированных и помощь в беде

За годы своей деятельности Александр Фадеев написал десятки, сотни ходатайств о реабилитации, материальной помощи, улучшении жилищных условий для репрессированных и тех, кому только грозила опала. Советский писатель и драматург Марк Колосов отмечал: «Мало среди писателей старшего поколения людей, которые не вспомнили бы, как в трудную минуту Фадеев деятельно и горячо помогал им». Одних спасал, другим помогал деньгами, за третьих просил.

Василий Авченко в своей книге о Фадееве выделил очень важное, редкое и ценное качество писателя, несмотря на сложности времени и высокое положение, он никогда не отворачивался от «зачумленных».

На фото: Живописный портрет Александр Александрович Фадеев, дальневосточный писатель. г. Владивосток, 1950-е гг. Холст, масляная живопись

Людмила Красавина, товарищ Александра по Владивостокскому подполью, пробыла в лагерях семь лет. Фадеев принял активное участие в ее судьбе: «согрел окаменевшую от боли душу, вдохнул надежду на жизнь», помог с устройством на работу. Людмила вспоминала: «Многим своим друзьям, с которыми случилась та же беда, что и со мной, Саша помогал во всем, в чем они нуждались: покупал путевки в санатории, хлопотал о снятии судимости, помогал в устройстве на работу, в получении жилья, снабжал деньгами».

На фото: Медальон с портретом Александра Фадеева. Середина ХХ в. Фарфор, фабричная работа, печать

Письма друзьям юности

Александр Фадеев обладал удивительным умением – он мог честно, искренне дружить и бережно сохранять дружбу. Со многими друзьями юности он продолжал общение в течение многих лет. «С дружбой старинной и неизменной вспоминаю я Сашу Фадеева, которого знала с ранних лет его жизни до самого печального ее конца, на протяжении долгого сорокалетия» — напишет в своих воспоминаниях Зоя Секретарева,  друг подпольной революционной юности Фадеева.

Его письма, адресованные Асе (Александре Филипповне) Колесниковой, первой любви писателя, представляют собой автобиографическую повесть о юности, в которой воскрешаются переживания, воспоминания, светлые чувства. Поздние письма 1949-1956 гг. отправлялись Асе в Спасск-Дальний. Посмертно они вышли в журнале «Юность» в 1958 г. и составили книгу «Повесть нашей юности».