Деньги Временного правительства А.В. Колчака

17 августа 2022

Российский рубль на рубеже XIX–XX столетий был одной из самых устойчивых валют, наряду с английским фунтом стерлингов, американским долларом, германской маркой. Но после Февральской и Октябрьской революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны рубль очень быстро потерял статус твёрдой денежной единицы практически во всех регионах страны. В экономике Дальнего Востока, оторванной от остальной части России на несколько лет, денежное обращение имело свою самостоятельность и специфику.

К началу 1917 года на Дальнем Востоке, как и по всей империи, действовали единые денежные знаки: государственные кредитные билеты в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 рублей; разменные знаки – билеты в 1, 2, 3, 5 копеек; почтовые марки в 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек; золотые, серебряные и медные монеты.

Со второй половины 1917 года в регионе наступает острая нехватка денег, переставших поступать из Центральной России по причине отдалённости региона, революционных событий, борьбы за власть и военной интервенции. Всё это породило целый ряд локальных стихийных эмиссий, порождавших недоверие населения к их выпускам: такие «деньги» принимали только ввиду отсутствия «настоящих денег».

Самой крупной и значимой эмиссией периода Гражданской войны на Дальнем Востоке считается эмиссия Правительства адмирала А. В. Колчака (1918–1919 гг.).

Летом 1918 года Сибирское временное правительство, испытывая «денежный голод», пошло на выпуск своих денег, которые были действительны около двух лет. В народе их называли «сибирками».

В ноябре 1918 года в результате переворота титул Верховного правителя российского государства принял Александр Васильевич Колчак. 

На фото: Обращение Верховного Уполномоченного на Дальнем Востоке к населению Дальнего Востока с сообщением о вступлении адмирала Колчака в Верховное командование всеми сухопутными и морскими силами России 18 ноября 1918 г. Владивосток, 19 ноября 1918 г.

Колчак Александр Васильевич
российский военный деятель, ученый, писатель.

Участник полярных экспедиций 1900-1903 и 1908-1911 годов. В период Русско-японской войны (1904-1905) командовал эсминцем и батареей в Порт-Артуре. Командовал Черноморским флотом во время Первой мировой войны ( с июня 1916 по июнь 1917 гг.).

После Октябрьской революции стал одним из знаковых лидеров «Белого движения». Установив военную диктатуру, принял титул Верховного правителя Всероссийского правительства в Омске (ноябрь 1918г. – декабрь 1919 г.). Потерпев поражение в организованном для свержения Советской власти походе на Москву зимой 1918-1919года, бежал из Омска в Иркутск, где был арестован и расстрелян по приговору Иркутского Ревкома.

Начало эмиссии было положено постановлением от 1 октября 1918 года «О выпуске 5% краткосрочных обязательств Государственного Казначейства Сибири достоинством в 500, 1000 и 5000 рублей». В развитие этого постановления Министерство финансов объявляло в постановлении от 5 октября 1918 года, что выпущенные обязательства имеют хождение по номинальной стоимости наравне с денежными знаками и подобно последним обязательны к приему в платежи как в казну, так и между частными лицами. Эти деньги-обязательства печатались односторонним способом, выглядели примитивно, а единственным их украшением был рисунок двуглавого орла свергнутого Временного правительства России в ажурном картуше.

Боны номиналом 25, 50, 100, 250, 500, 1000, 5000 рублей печатались на плохой бумаге, дешёвой краской и были односторонними. Всего правительством Колчака до октября 1919 года выпущено краткосрочных обязательств на сумму 11,7 миллиардов рублей.

От имени Сибирского временного правительства Колчак начинает выпуск казначейских знаков достоинством 3 и 300 рублей. До этого в обороте сибирских губерний уже ходили денежные знаки достоинством 1, 5 и 10 рублей. По оформлению этих банкнот художники явно ориентировались на романовские деньги номиналом 1 и 3 рубля. Заметно отличался лишь герб. На денежных знаках, выпущенных до колчаковского переворота, это был «голый орёл» Временного правительства. При Колчаке же стали использовать новую эмблему. Двуглавый орёл обзавелся мечом, державой и крестом Константина вместо короны. Над орлом красовался девиз: «Сим победиши». В центр герба вернулся Георгий Победоносец с драконом. Это символизировало стремление власти Колчака к восстановлению монархии. Однако в тот период эта идея уже была непопулярна в стране.

Бумажный денежный знак «Казначейский знак Всероссийского временного правительства»

Печатались казначейские знаки в Иркутске. В народе краткосрочные обязательства и казначейские знаки правительства Колчака прозвали «сибирскими деньгами» или «сибирками».

Со второй половины 1919 года колчаковское Омское правительство активизировало деятельность по разработке новых денег. Появились эскизы новых видов «колчаковок» достоинством от 1 до 1000 рублей. Эти деньги должны были иметь статус общегосударственных.

При наличии множества местных денежных знаков, не покрывавших потребностей и не вызывавших доверия, требовалась унификация денежного обращения, поэтому к осени 1918 года правительство Колчака обратилось к американцам с заказом выпуска кредитных билетов. 1 декабря 1918 года специальная группа Омского правительства отправилась из Омска во Владивосток для приёма денег. Изготовленные в США деньги отличались от печатавшихся в России. Американские специалисты внесли характерные для доллара узоры и цифры номинала. Хорошая бумага, наличие русских символов: герба Временного правительства, Государственной Думы, купола Исаакиевского собора и т.п. — вызывали доверие к этим деньгам.

Выпущенные в Америке купюры достоинством 50 копеек, 25 и 100 рублей использовались не только правительством Колчака, но и позже разными временными властями региона.

Денежная реформа, по мнению её организаторов, была реальным инструментом сохранения российской государственности, однако, она не достигла своих целей.

Рядовые Добровольческой армии А. Колчака на построении
Рядовые Добровольческой армии А. Колчака на построении
Колчак А. В. со своим штабом в Омске
А. В. Колчак и Владивосток

Александр Колчак неоднократно бывал во Владивостоке. Впервые он посетил тихоокеанский форпост России в 1895 году, будучи молодым мичманом, помощником вахтенного начальника на крейсере 1-го ранга, а последний приехал во Владивосток из Японии в сентябре 1918 года, будучи уже адмиралом и Военно-морским  министром  Директории. Останавливался в гостинице «Версаль». По материалам допроса адмирала Чрезвычайной следственной комиссией в январе 1920 года в Иркутской тюрьме, интервенты в городе произвели на него тяжелое впечатление:

«…Владивосток произвел на меня впечатление чрезвычайно тяжёлое — я не мог забыть, что я там бывал во время империи. Тогда мы были хозяевами. Это был наш порт, наш город. Теперь же там распоряжались кто угодно. Все лучшие дома, лучшие казармы, лучшие дамбы были заняты чехами, японцами, союзными войсками, которые туда прибывали, а наше положение было глубоко унизительно, глубоко печально. Я чувствовал, что Владивосток не является уже нашим русским городом… Меня это оскорбляло…»

А. В. Колчак и Владивосток

Боны хранятся в фондах Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Несколько бон были переданы в дар от Бобринской (ИО неизвестно) через Бирюстюкову Марию Порфирьевну — главного хранителя музея в 1940-е годы — в 1951 году. Две купюры из коллекции бумажных денежных знаков, подаренной учеником 6 класса Владивостокской средней школы № 75 Константиновым Виктором в 1950г.