Скульптурная группа из липы «Дерсу Узала и В. К. Арсеньев»

10 августа 2022

Скульптурная композиция, посвящённая Арсеньеву и его верному спутнику Дерсу, наделена особым ощущением духовной связи  исследователя-этнографа и проводника-представителя коренных народов  Приморского края. Что их объединяло?  Думается, ответ на этот вопрос Арсеньев дает в одном из самых известных своих литературных произведений, посвящённых памяти Дерсу: разговаривая с охотником-гольдом о жизни и его таёжных путешествиях, понимая его отношение к окружающим людям, Арсеньев всё больше понимал, что он, офицер, выросший в городской семье, и неграмотный гольд, тесно связаны внутренними узами.

Семён Андреевич Лоик был в первую очередь скульптором-анималистом. Львы и львята, ежи, медведи — персонажи его анималистических серий вызывали у зрителя чувство естественного проникновения автором  в характер обитателей леса. В этих персонажах граничат действительность и сказка. Это удивительно, если знать биографию скульптора: первые уроки ваяния он получил в концентрационном лагере во время Великой Отечественной войны, куда попал из окружения. В лагере вместе с Лоиком находился Павел Баландин, скульптор, работавший по дереву и воплотивший большое количество образов животных.  После войны Семен Андреевич продолжил обучение в Московском институте прикладного и декоративного искусства и Московском высшем художественно-промышленном училище. Работал в тематических и портретных жанрах, в анималистке.

Исследователи творчества С. Лоика считают, что он продолжил традицию прославленного скульптора, работавшего с деревом, С. Т. Коненкова, использовал приёмы резьбы, характерные для русской деревянной игрушки. Он не столько следует естественной пластике дерева, сколько высвобождает природную силу материала.

Одна из самых проникновенных работ создана С. А. Лоиком в 1960 году: «Вернулся с Победой». И в этом ж году он создает композицию «Дерсу Узала и Арсеньев». Жизненные установки автора были близки  тому, что чувствовали его герои:  Лоик считал ушедший век очень жестоким и обращался к природе в поисках смысла жизни и красоты. Отчасти на это отношение повлиял один из его учителей Г. А. Шульц, который и сам начинал как анималист. Но более важным для учеников было не направление, в котором работал педагог, а принципы обучения: его педагогический метод заключался в том, чтобы не помещать талант будущего художника в прокрустово ложе академического образования, но дать возможность раскрыть собственный потенциал. Шульц говорил: «Я не умею учить». Но уровень профессионального мастерства его учеников говорит о том, что из них получились свободные творческие личности.

На фото: Скульптура «В.К. Арсеньев и Дерсу Узала» (автор С.А. Лоик) в ПГОМ им. В.К. Арсеньева, г. Владивосток. 1970-е годы

Скульптура «Арсеньев и Дерсу» не предполагает круговой обзор, хотя композиционно фигуры размещены в окружности: Арсеньев и его проводник как будто расположились на коротком привале, за спиной Арсеньева высится лесной массив. Пластическую гармоничность группе даёт как раз эта круговая композиция: персонажи будто находятся в молчаливом взаимодействии. Это видно в жестах, в движении фигур по отношении друг к другу. Материал — дерево — создает особое ощущение тепла и некоего уюта таежного уголка, в котором нашли короткий отдых Арсеньев и Дерсу.

Скульптура поступила в Приморский краевой музей имени В. К. Арсеньева от отдела изобразительного искусства Главискусства СССР.

Передана Министерством Культуру РФ Приказом № 722 от 1960 г.