Мыльница К. А. Суханова

7 апреля 2022

В фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится мыльница конца XIX — начала XX вв., принадлежавшая семье К. А. Суханова.

 

Мыльница прямоугольной формы, имеет размеры 3х8,5х5,5, представляет собой две прямоугольные створки со скругленными углами, соединенные шарнирными петлями. Произведена в Австро-Венгрии, изготовлена из металла методом штампования, крышка украшена гравировкой — растительным орнаментом и изображением развивающейся ленты с надписью «Toiletsoap», ниже выгравирована надпись о месте производства: «madeinAustria«.

Мыльница может многое рассказать об особенностях обустройства городского быта и личной гигиены в конце XIX — начале XX вв. Прежде всего о том, для хранения чего она была предназначена — о мыле.

В России производство мыла в промышленных масштабах началось в период правления Петра I, но до второй половины XIX в. брусочки мыла были доступны только богатым людям, а большей части населения мыло заменяли щелок и поташ. Ситуация начала меняться после открытия фабрики Брокара, массово производившей дешёвое мыло. Уже в XIX в. количество сортов мыла значительно выросло, а к началу ХХ в. оно из категории предметов роскоши перешло в разряд товаров первой необходимости.

Согласно ведомости 1918 года о количестве продуктов и товаров, необходимых населению городов во Владивостоке потребность в мыле составляла 8437,50 пудов в год. Для справки: один пуд равен 16,38 кг. В период Гражданской войны во Владивостоке отмечался рост цен, перебои в поставках необходимого для жизни, поэтому вводились ограничения на количество товаров, отпускаемых в одни руки. Мыло стали продавать по карточкам: на 15 января 1920 г. норма отпуска мыла из городской продовольственной лавки составляла не более 1 фунта (0,45 кг) в руки.

Местом пользования мылом являлась и является ванная комната. Как же выглядели ванные комнаты тогда, когда эта мыльница была просто предметом обихода — в конце ХIХ — начале XX вв.? В отличие от Европы, где  моду на принятие ванн в ХVIII в. ввела фаворитка французского короля Людовика ХV — маркиза де Помпадур, в России традиционно были популярны бани. Позднее высшие слои общества стали пользоваться большими деревянными кадками.

При Петре I появились чугунные ванны, которые сразу стали предметом роскоши. Даже не во всех состоятельных домах были отдельные ванные комнаты. Порой  ванну приносили в спальню и наливали в неё кипяток, который носили из кухни.

Популярны были и туалетные столики, над которыми располагались зеркала. В России появились «усадебные» столики, которые в отличие от европейских больше были похожи на комоды. Для утреннего и вечернего умывания на столик ставили кувшины с горячей водой, фарфоровые чаши для зубных щеток, мыльницы, стаканы. Мыльницами сначала были простые — в виде подставок из дерева или стекла, позднее — из металла и  фарфора. Такой столик для умывания можно увидеть в экспозиции Дома-музея семьи чиновника Суханова.

Дом чиновника Суханова, или Мемориальный дом-музей семьи Сухановых — единственный в России музей царского чиновника и один из немногих сохранившихся во Владивостоке деревянных особняков XIX века. Он является филиалом нашего музея. Четверть века в этом доме жила семья старшего советника Приморского областного правления Александра Васильевича Суханова. Открытие музея в 1977 г. связано с личностью Константина Александровича Суханова — одного из семи детей чиновника.

Сегодня музей показывает повседневную жизнь семьи российского чиновника на рубеже XIX — ХХ веков и раскрывает непростые судьбы людей в переломные моменты истории на примере семьи чиновника Александра Васильевича Суханова.

Бурмакин В.В. «Дом-музей семьи Сухановых»
Чечилин А.А. «Открытие мемориального дома-музея К.А. Суханова в г. Владивостоке»

Фото отца Константина Суханова

Белоусов В.П. «Александр Васильевич Суханов»

Мыльница принадлежала одному из сыновей Сухановых — Константину Александровичу, известному в Приморье революционеру — большевику.

Костя окончил Владивостокскую мужскую гимназию, затем учился в Петербургском университете. В доме Сухановых царил традиционный уклад жизни: семейное посещение церкви, прием гостей, но за его пределами, в образовательных учреждениях и на улицах возрастали революционные настроения. Новые идеи захватили молодого человека, повлияли на его мировоззрение. Во время обучения в университете он примкнул к партии большевиков — РСДРП(б), и во время каникул в 1916 г. создал «инициативную группу марксистов» во Владивостоке с целью ведения революционной пропаганды среди рабочих. С революции 1917 г. полностью посвятил себя политической деятельности.

«Не вини Костю за то, что сейчас происходит…, — так говорила о сыне мужу перед смертью Анна Васильевна Суханова, —  он не виноват, Саша, он виноват только в том, что ушел от нас — от нашего времени, от нашего мирка, который мы создали с тобой здесь дома… он хотел показать какую-то новую высоту нравственного существования, ту, что нам непосильна уже…».

 

Интересно, что мыльница, изготовленная в Австро-Венгрии, была свидетельницей революционных событий во Владивостоке, где бытовала в семье Сухановых с 1918 г. Это год начала интервенции в России. Военная интервенция 1918—1921 гг. была военным вмешательством стран Антанты и Центральных держав в Гражданскую войну в России на стороне белого движения. В ней приняли участие 14 государств, в том числе и Австро-Венгрия. Особую роль сыграл растянувшийся по всей Транссибирской магистрали чехословацкий корпус, сформированный осенью 1917 г. из частей и соединений чехословаков, добровольцев и военнопленных австро-венгерской армии для участия в войне против Германии и Австро-Венгрии. После свержения Советской власти во Владивостоке в мае 1918 г. в результате мятежа чешских легионеров Константина Суханова арестовали и заключили в концлагерь, а затем расстреляли, якобы при попытке бегства.

Но дело, которому он служил, увенчалось успехом — Советская власть была установлена на Дальнем Востоке в 1922 г.

После окончания Гражданской войны прах К.А. Суханова был перенесен в братскую могилу Жертв революции в центре Владивостока, рядом с памятником Г.И. Невельскому.

Имя Константина Суханова носят улица и сквер в столице нашего края, а также улицы в других городах Приморья. В 1977-78 гг. в здании родительского дома Кости был открыт посвященный ему мемориальный музей, который ныне является Музеем семьи Сухановых (Домом Чиновника) и филиалом Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

Мыльницу передал в дар музею сын Константина Суханова — Георгий Константинович Суханов в 1978 г.

 

Муравин Ю.Я. «Владивосток. Мемориальный дом-музей Константина Суханова»
Муравин Ю.Я. «Владивосток. Мемориальный дом-музей Константина Суханова»