Фасадная доска Британского экспедиционного корпуса
в России

22 марта 2022

В коллекции Музея Истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева хранится комплекс предметов, рассказывающих о времени интервенции западных держав на Дальнем Востоке России в 1918 — 1922 гг. Один из таких предметов – фасадная доска Британского экспедиционного корпуса.

Этот предмет по своему функциональному назначению родственен табличкам на зданиях с обозначениями тех или иных объектов города или иного населенного пункта. Такие маркеры помогали ориентироваться в городе и облегчали поиск местоположения нужного учреждения или человека. Таблички на фасадах зданий служили своего рода визитными карточками той или иной организации.

Фасадная доска Британского экспедиционного корпуса в России
Фасадная доска Британского экспедиционного корпуса в России

В период интервенции во Владивостоке присутствовал значительный контингент воинских подразделений из разных стран мира: Америки, Канады, Франции, Чехии, Японии, Польши и других. Все они были рассредоточены и квартировали в разных частях города.

Сохранившиеся в фондах нашего музея две фасадных доски Британского экспедиционного корпуса свидетельствуют о том, что командование корпуса уделяло значительное внимание визуальному маркированию мест расположения своих подразделений в том или ином здании города.

Великобритания отправила на Дальний Восток лишь 1 500 человек.
По сравнению с другими странами-интервентами это был небольшой контингент.
Япония и Чехословакия, например, были представлены 73 и 55 тысячами человек.
Британский экспедиционный корпус включал 9-й батальон Хэмпширского полка и 25-й батальон Миддлсексского полка и несколько кораблей военно-морских сил Великобритании.

 

Кроме того, в составе Британских войск был Канадский корпус. Британские войска имели весьма высокую боеспособность, но из-за небольшой численности они не могли сыграть решающую роль в достижении целей интервенции.

Помимо функции территориального маркера, фасадные доски Британского экспедиционного корпуса служили целям визуальной пропаганды, способствуя формированию лояльного отношения жителей оккупированного Владивостока к британским военным. С этой целью на фасадной доске над легко узнаваемым английским флагом была размещена надпись «Союзники России», а под ним надпись «Великобританский отряд».

Открытка. Владивосток. Английские военные суда на рейде бухты Золотой рог
Открытка. Английские войска на улице Светланской
Фотография. Английские войска на улице Владивостока

Любая интервенция – дипломатическая, военная или экономическая – нарушение суверенитета и вмешательство во внутренние дела государства. С точки зрения обычного жителя Владивостока то время наиболее красочно описал журналист Константин Харнский: «Это скромный окраинный город был тогда похож на какую-нибудь балканскую столицу по напряженности жизни, на военный лагерь по обилию мундиров. Кафе, притоны, дома христианских мальчиков, бесчисленные, как клопы в скверном доме, спекулянты, торгующее деньгами обоих полушарий и товарами всех наименований. Газеты восьми направлений. Морфий и кокаин, проституция и шантаж, внезапные обогащения и нищета, мчащиеся автомобили, кинематографическая смена лиц, литературные кабачки и споры, литературная прочая богема.

Напряженное ожидание то одного, то другого переворота…Английский язык, «интервентские девки». Мундиры чуть ли не всех королевств, империй и республик. Лица всех оттенков, всех рас до американских индейцев включительно… Вообразите себе горы вместо степи и изрезанный, как прихотливое кружево, берег вместо прямой линии, перенесите все это куда-нибудь за восемь тысяч верст от Советской земли, отдайте одну улицу белым, а другую красным, прибавьте сюда по полку, по роте солдат разных наций, от голоколенных шотландцев до аннамитов и каких-то неведомых чернокожих – и вот вам Владивосток переходных времен…».

На различных этапах Гражданской войны 1917-1922 гг. в военной интервенции на территории бывшей Российской Империи принимали участие войска государств Германии, Австро-Венгрии, Турции и стран Антанты на стороне Белого движения. Войска интервентов активно участвовали в боевых действиях на стороне Верховного правителя России А.В. Колчака, антибольшевистских формирований атамана Г.М. Семенова и правительства братьев Н.Д. и С.Д. Меркуловых.

Численность интервентов в Приморье и в Сибири составляла около 200 тыс. человек. Они представляли собой внушительную по численности силу, имели боевой опыт военных действий, были хорошо вооружены, не испытывали недостатка в боеприпасах, снаряжении, обмундировании и продовольствии. Длительное господство оккупационных войск, сопровождавшееся грабежом и разбоем, казнями и расстрелами мирного населения, привело к всенародному выступлению против них.

Убытки, причинённые Дальнему Востоку за период иностранной оккупации, только по неполным данным составили около 300 млн. руб. золотом. В целом, иностранная интервенция негативно сказалась на военно-политическом положении России в период Гражданской войны.