Нагрудный знак «Волостной судья»

17 сентября 2021

Суд для крестьянского сословия был учрежден Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года.  В соответствии со статьей № 69 Общего положения волостной суд представлял собой один из элементов волостного управления, наряду с крестьянским сходом, волостным старшиной и волостным правлением. Волостной суд состоял из трех волостных судей, само судопроизводство осуществлялось в присутствии не менее трех судей. Контроль над судьями осуществлял волостной старшина, равно как и за исполнением их приговоров, в силу чего этот суд не был полностью независим от администрации.

Нагрудный знак «Волостной судья 19 июня 1861 г. 12 июня 1889 г.» Российская Империя. Конец XIX века. Бронза. <br />
Нагрудный знак «Волостной судья 19 июня 1861 г. 12 июня 1889 г.» Российская Империя. Конец XIX века. Бронза.
Нагрудный знак «Волостной судья 19 июня 1861 г. 12 июня 1889 г.» Российская Империя. Конец XIX века. Бронза. <br />
Нагрудный знак «Волостной судья 19 июня 1861 г. 12 июня 1889 г.» Российская Империя. Конец XIX века. Бронза.

На лицевой стороне знака изображен герб Приморской области и надпись «Волостной судья». На оборотной стороне — вензель императора Александра III и даты принятия «Общего положения о крестьянах» —«19 июня 1861 г.» и «Положения о Земских участковых начальниках» — «12 июля 1889 г.»


Согласно статье № 93 Общего положения о крестьянах, волостной сход ежегодно избирал от 4 до 12 судей. Кандидатами в судьи могли быть лица, достигшие 25 лет; не подвергавшиеся телесным наказаниям по решению суда, не оставленные судом в подозрении, не состоящие под судом и следствием; преимущественно домохозяева.

Компетенцию волостных судов в соответствии со статьей № 96 составляли споры, тяжбы и малозначительные проступки крестьянского сословия, «все споры и тяжбы собственно между крестьянами, ценой до ста рублей включительно, как о недвижимом и движимом имуществе в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущерб, крестьянскому имуществу причиненные».

По «Положению о Земских участковых начальниках» от 12 июля 1889 года, относившемуся к разряду контрреформ эпохи Александра III, в деятельность волостных судов были внесены некоторые изменения. Волостной суд состоял из четырех судей, избранных по одному от каждого сельского схода.

Знаки для волостных судей были утверждены лишь в конце 1889 года. Возможно, нужда в них не ощущалась, потому что судьи исполняли свои обязанности, сидя в помещении волостного правления, и никому не приходило в голову ставить под сомнение их полномочия.

Когда число должностей, охваченных знаками, резко возросло и судебная реформа предоставила знаки как мировым, так и городским судьям, было принято решение ввести знаки и для волостных судей. Специальный знак для волостных судей, во всем, кроме надписей, схожий со знаком сельского старосты, был учрежден 9 ноября 1889 года.


Нагрудный знак был передан в дар музею краеведом Б.А. Дьяченко в честь 100-летнего юбилея учреждения.


Борис Алексеевич Дьяченко — краевед, историк, публицист, депутат Владивостокского городского совета, член Приморского отделения Географического общества СССР, председатель правления Приморского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, коллекционер, один из организаторов фотоклуба «Дельфин» и активный участник различных фотоконкурсов. Он был инициатором целого ряда событий, знаковых для истории города и края — возвращения во Владивосток из Томска Исторического архива Дальнего Востока; перезахоронения праха Н.Н. Муравьева-Амурского, Ф.К. Гека, Е.С. Бурачка; установки памятников М.И. Янковскому, А.Д. Старцеву, А.С. Пушкину и др.

Его усилиями воссоздавалось издательство «Рубеж», устанавливались связи с потомками известных людей края, эмигрировавших за границу, пополнялись коллекции музея имени В.К. Арсеньева, членом ученого совета которого он был.