Маскарадное платье в русском стиле
А.Д. Шевелёвой

13 сентября 2021

Боярский костюм в русском стиле XIX века хранится в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева с 2017 года. Его передал в дар правнук хозяйки платья — Ор Петрович Чистяков, сын Виктории Юрьевны Янковской, проживающий в США. Впервые он экспонировался на рождественской выставке в музее в 2015 году.

 

 

Костюм принадлежал Александре Дмитриевне Шевелёвой (1863—1925), старшей дочери крупного селенгинского купца Дмитрия Васильевича Синицына, ставшей супругой Михаила Григорьевича Шевелёва — купца первой гильдии, промышленника, советника коммерции.

В семье Шевелёвых было трое детей: сын Владимир и дочери Маргарита и Ангелина.

Александра Дмитриевна получила прекрасное домашнее образование, играла на клавикордах, хорошо рисовала, участвовала в домашних любительских спектаклях, очень любила маскарады.

Платье, по словам ее внучки, использовалось как маскарадный костюм боярыни.

Фотография. Михаил Григорьевич Шевелев с женой Александрой Дмитриевной
Фотография. Александра Дмитриевна Шевелева в боярском костюме. Из семейного архива Ора Чистякова
Фотография. Шевелева (урождённая Синицына) Александра Дмитриевна

Из письма В.Ю. Янковской: «… у меня до сих пор есть её боярский настоящий костюм, который был опушен страусовыми перьями. Он брал у меня призы даже в Нью-Йорке в Кристальном зале, куда пригласил меня быть «хозяйкой» вечера князь Белосельский… но перья сносились, пришлось заменить их золотыми кружевами. А для головы — не кокошник, а дамская «кика» с вуалью».

Стоило маскарадное платье очень дорого и переходило от матери к дочери как напоминание о памятном дне, к которому костюм был заказан. От Александры Дмитриевны платье перешло по женской линии — дочери Маргарите Михайловне Янковской (урождённой Шевелевой), затем — внучке Виктории Юрьевне Янковской и правнучкам Кире и Аноре Чистяковым. Виктория Юрьевна Янковская тщательно берегла семейную реликвию, даже находясь в затруднительном положении, — ведь вещь хранила память о прошлой жизни. Она вывезла костюм с собой в эмиграцию, приложив массу усилий для его сохранения. Костюм имеет много потертостей, частично утрачено золотое шитье.

Платье — маскарадный костюм начала ХХ века — изготовлено из синего бархата, относящегося к благородным тканям, рукава — из гипюра белого цвета с манжетами из бархата. Воротник, полочки и подол обшиты кружевом золотого цвета, застёгивается на пуговицы. Накидка оторочена лебяжьим пухом коричневого цвета. Оно обильно украшено вышивкой золотой нитью, бусинами и стеклянными стразами. Стилизованным растительным орнаментом изображено древо жизни: листья, колоски, спирали, в развороте костюм имеет вид солнца. Точный год изготовления костюма неизвестен, но можно предположить, что он изготовлен в конце XIX — начале XX века. Именно в это время в моду высших кругов российского общества вошли балы в русском стиле.

Мода на такие балы — маскарады возникла в правление Императора Александра III, который был ярым русофилом и приверженцем идеи русского национализма. Однако поскольку балы и маскарады он не любил, то члены царской семьи устраивали их в собственных резиденциях. Первый бал в стиле à la russe состоялся в январе 1883 года во дворце Великого князя Владимира Александровича и его супруги в Санкт-Петербурге. В Зимнем же дворце бал был устроен двадцать лет спустя по инициативе супруги последнего российского императора Николая II — императрицы Александры Федоровны.

Грандиозный костюмированный бал проходил во время Масленицы 1903 года в Зимнем дворце и был приурочен к 290-летию Дома Романовых. Этот самый великолепный в истории царской династии бал проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 (26) февраля непосредственно сам бал-маскарад.

По воле императрицы все его участники, облаченные в исторические костюмы XVII века, были запечатлены для потомков лучшими фотографами Северной столицы. Эти снимки стали основой издания роскошного «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце» из десяти увражей (папок) большого формата, 21 гелиогравюра и 174 фототипии.

Мода на балы в «русском стиле» быстро распространилась среди высшего сословия во всех городах России. Проходили такие балы и во Владивостоке. Вероятно, для одного из таких событий и было изготовлено платье А.Д. Шевелевой по образцу боярского костюма. Роскошная вышивка и украшения, мало уступающие по богатству костюмам знаменитых гостей столичного бала, дают основание считать костюм А.Д. Шевелевой уникальным экспонатом декоративно-прикладного искусства рубежа XIX—XX веков.


Сейчас костюм хранится в фонде «Ткани» (МПК 18894, инвентарный № Т 7491).