Один из раритетов Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, его филиала в Лесозаводске, которым особенно гордятся сотрудники музея, — портрет «буревестника революции» Максима Горького, состоящий из букв, которые вместе составляют текст его рассказа «Мальва». Появился он одним из первых экспонатов в дар от Василия Никифоровича Власова в 1977 году. Принимал портрет 27 июля 1977 года тогда еще в общественный музей дежурный организационного комитета Ф.И. Жалоба, зарегистрировав экспонат в книгу поступлений под № ЛИМ 10.
Информацию о том, как портрет появился в семье переселенцев Власовых, узнали от внука Власова Виктора Васильевича. Дед Никифор прибыл в село Лутковское из Киевской губернии и привез с собой на Дальний Восток портреты писателей, выполненных издателем С.Б. Хазиным в технике «светопись». До 1950 года портреты писателей в больших, красивых рамах висели в горнице деда, затем отца. В 1950 году в Лесозаводске было сильное наводнение, вода стояла по крыши домов. Возможно, портреты писателей пострадали от воды, на нижней части портрета Горького заметны желтые подтеки. Уцелевший, но частично пострадавший портрет Горького был впоследствии подарен музею.
Портреты обычно пишут маслом, акварелью, углём или карандашом. Но существуют и другие, необычные способы изображения, в том числе с помощью букв и слов. Письмо, как известно, развивалось от рисунка к условному значку. До обратного способа — превращать текст в картинки — люди додумались гораздо позже.
В Европе в Средние века портреты, составленные из кусочков текста, уже перестали считаться редкостью. Пример тому — гравюра на меди с изображением австрийского императора Леопольда I и его супруги. В истории Леопольд I известен как большой любитель музыки и покровитель алхимиков. Текст на гравюре, состоящий более чем из тысячи слов, посвящен описанию достоинств и заслуг императорской четы. При первом взгляде на изображение это кажется неправдоподобным: где же тысяча слов? Оказывается, они спрятаны в кудрях париков, а если точнее, сами кудри нарисованы из десяти тысяч крохотных букв. Брови и усы императора тоже составлены из текста.
Обратите внимание: чтобы зрители смогли прочитать написанное, гравер должен был вырезать буквы и строчки задом наперед — ведь отпечаток на бумаге зеркален, перевернут слева направо по отношению к изображению на печатной доске (форме). Это очень сложный и трудоемкий процесс! Тем не менее, десять тысяч букв далеко не предел изощренности художников.
Широкое распространение портретов из букв в начале ХХ века — не случайность. Причина его — изобретение фотографии и появление в связи с этим новых способов размножения рисунков — фотомеханических. Раньше над изготовлением печатной формы долго и кропотливо трудился гравёр. Резцом и иглой он переносил рисунок художника на печатную доску из камня, металла или дерева. Для передачи цветного изображения требовалось несколько плит — их количество доходило до сорока на одну картину (хромолитография). Зато и качество достигалось высочайшее.
После появления фотографии исходную картину стали проецировать на печатную форму, покрытую светочувствительным слоем. При последующей химической обработке светлые части изображения растворялись, и на форме оставался рельефный рисунок. Его покрывали краской и прижимали к чистому листу бумаги, на котором появлялся отпечаток. Этот процесс назывался «фототипия». Благодаря ей появилась возможность быстро и дешево копировать нужные изображения.
В самом начале ХХ века в России появились необычные портреты русских писателей. Количество букв в них достигало 80 тысяч! Придумал и организовал производство таких портретов в России издатель С.Б. Хазин. Сведений об этом человеке сохранилось немного. Считается, что родился он (или жил) в селе Ярышеве возле города Могилев-Подольский на Украине, а портреты печатал в Киеве.
Для изготовления необычных портретов Хазин выбирал хорошо известные фотографии писателей, и мастер-исполнитель увеличивал их до размера 50х70 сантиметров. Лицо на фотографии оставляли нетронутым, а остальную часть изображения — одежду, волосы, детали интерьера — почти полностью смывали. Поверх бледного контура переписывали от руки текст произведений того или иного писателя. В изображения аккуратно вписаны крохотными буковками рассказы, и даже целые главы из романов. Неизвестно, сам ли Хазин ретушировал фотографии или кто-то другой, но писателей и их произведения выбирал, конечно, он сам.
Первым, в 1900 году, появился портрет с подписью «Граф Л. Н. Толстой. XIII гл. «Крейцеровой сонаты»». И действительно, Хазин уместил всю главу, которая состоит из 4700 знаков. Желая привлечь покупателей, продавцы уверяли их, что изображение создано для того, чтобы преодолеть запрет цензуры на публикацию «Крейцеровой сонаты». План Хазина будто состоял в том, чтобы написать текст на портрете и в таком виде сделать повесть доступной читателям. На самом деле, выписанные от руки буквы — высотой не более миллиметра, и прочитать такой текст практически невозможно.
Следующей работой Хазина стал портрет Горького, изданный в 1903 году. Волосы и одежда на портрете выписаны текстом рассказа «Мальва», повествующем о трех мужчинах, которым нужна была одна женщина, о рыбачке по имени Мальва, не знавшей, что ей нужно, и о море, которое смеялось над ними… Портрет состоял уже из 82 тысяч букв.
Исходная фотография сделана в Нижнем Новгороде известным мастером Максимом Петровичем Дмитриевым — первым русским фото публицистом. Портрет Горького появился еще при жизни писателя. И он, скорее всего, был знаком с работами Хазина, но история не сохранила сведений, как он к нему отнесся.
Сотрудники филиала музея в Лесозаводске очень гордятся тем, что в музее есть такой уникальный экспонат — портрет Максима Горького в буквах, и он по праву занимает одно из центральных мест в выставочном зале «Страницы Лутковской летописи».