Дальний Восток Лидии Полянской

В 2021 году коллекция Музея-заповедника истории Дальнего Востока пополнилась акварельными листами Лидии Полянская, посвященными её творческим поездкам по Дальнему Востоку. Большая часть из них относится к началу 1960-х годов. Это безусловно период эстетического освоения Дальнего Востока. Во многом он был terra incognita и для художников региона, не говоря о западной части России.

Лидия Сергеевна Полянская (1905-1979) «принадлежала к тем удивительным художникам, которые  наделены особым даром создавать свой воображаемый мир, отталкиваясь от натуры, но передавая лишь ее образную сущность без натуралистических подробностей. От­личительная черта творчества таких мастеров состоит в том, что они исходят из образа, — правда ощущения, правда чувств для них выше и важнее правды виденного. В этом отношении Л. С. По­лянская близка к А. Тышлеру и М. Шагалу». Так писал о ней Дмитрий Жилинский, народный художник России, академик Российской академии художеств, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ.

Лидия Полянская родилась в Усть-Кяхте (Бурят-Монголия). В юности получила прекрасное образование в закрытом колледже в Японии, где в совершенстве овладела английским языком. С 1930-х годов работала преподавателем и переводчиком английского языка в Москве. С 1930-х же Л. С. Полянская занималась в изостудиях у Ф. Рерберга, Л. Туржанского и П. Павлинова. Общение с П. Кузнецовым, Н. Удальцовой и Л. Туржанским определило её дальнейшую судьбу. В 1947 г. вступила в Московский союз художников и с тех пор постоянно участвовала во всесоюзных и республиканских художественных выставках. Работала в техниках монотипии, литографии, акварели, но больше всего любила акварель.

Акварельную технику, которая стала основной в её творчестве, по-настоящему узнала и полюбила в студии Артура Фонвизина, большого мастер, славившегося техникой «мокрой акварели». Участник знаменитой «Голубой розы», экспонент выставок «Бубнового валета» и «Мира искусств»,  Фонвизин открыл «новую акварель», ставшую его призванием на всю жизнь, с особенной романтикой мерцающих переливающихся красок, с тонкими переходами и свободным ритмом крупных цветовых пятен. Этой техникой он стремился увлечь своих учениц, в числе которых была и Лидия Полянская.

Многие произведения она посвящала теме цирка и театра, делая натурные зарисовки во время репетиций и представлений. Натюрморт также был постоянной темой её творческих поисков: все предметы в доме участвовали в постановках, от старинных фарфоровых ваз до резиновых детских игрушек.Отдельной страницей её творчества были работы, созданные в результате поездок по стране: Л. Полянская постоянно бывала в творческих командировках, объездила весь Советский Союз. Памир, Средняя Азия, Дальний Восток отображены в сериях её пейзажных акварелей.

В начале 1960-х, в оттепельное время, шел поиск гуманистических оснований, свободы, творческой и личностной (в частности, один из известных художников Дальнего Востока И.В.Рыбачук, открывший в советском искусстве Север, в интервью говорил как раз о свободе, как о всеобъемлющем чувстве, которое охватывает человека, когда он оказывается на нехоженных землях).

На Дальний Восток приезжают художники из Москвы К. Дорон, Ю. Куперман (Купер), В. Владыкин, О. Лошаков (некоторое время преподавал во Владивостокском художественном училище), Г. Копцов, В. Русанов, Т. Назаренко и др. Во Владивостоке формируется знаменитая Шикотанская группа, включившая художников из Приморского края. В частности, О. Лошаков пишет в своих воспоминаниях: «В то время поездки художников для творческой работы по стране были делом обычным и широко распространенным. Когда в начале 1966 года я собрался в очередную поездку на Дальний Восток, в моем командировочном удостоверении значилось около 20 наименований городов и поселков, выписанных из административной карты по всему Дальневосточному побережью – от Командорских островов до Южных Курил». 

Таким образом, Лидия Полянская оказалась в контексте общего развития художественной жизни. Её метод работы заключался в зарисовывании своих впечатлений, которые потом перерабатывались в акварели большого формата: из каждой поездки Лидия Сергеевна привозила большое количество набросков и рисунков. Большой формат обязывал. Техника акварели по сырому, которую она полюбила вслед за учителем Артуром Фонвизиным, получившая название «Способ Фонвизина»,  давала возможность воплотить характерные эффекты дальневосточного, набухшего влагой неба, прибоя, укрытых моросью сопок. Полянская, как и Фонвизин, не использовала белил и подмешивания гуаши. От того её акварели легкие, светлые, наполненные лирическим настроением. В сериях листов, посвящённых Курилам и Камчатке, эти земли не выглядят сурово, напротив, в них есть нечто поэтическое. Так, в пейзаже «Осень на Камчатке» Полянская использует розовый, ультрамарин, что вместе с охристыми и зелеными тонами создает праздничную вибрирующую цветовую симфонию, а листе «Вулкан на Камчатке» величественный вулкан лишь намечен контурной линией и будто растворяется в легкой дымке небес.

Гейзеры, вертолет, дощатые домики, катера, пасущиеся лошади, лестница вверх от причала — в акварельных листах запечатлён целый мир, самодостаточный и очень красивый. Заметно, что техника, которую использует Полянская, полностью реализована именно в связи с Дальним Востоком (это очевидно, если сравнивать их с акварелью «Весна в Москве», где контуры предметов более очерчены).

Весна в Москве. 1964 г. Акварель

Работы Л. С. Полянской охотно приобретали музеи, помимо Государственной Третьяковской галереи работы Лидии Полянской находятся в 15 музеях России, в том числе в Пензенской картинной галерее имени Савицкого, Саратовском музее изобразительных искусств имени Радищева и других.

Над публикацией работали:

Старший научный сотрудник
Музея-заповедника истории Дальнего Востока
+7 (423) 241-39-41