В конце 1970-х годов в искусстве Приморского края проявляется философская линия. Художники видят и чувствуют иначе, чем предшествующее поколение, их мир становится более сложным, метафоричным. Постепенно формируется сложный сплав представлений о месте проживания, где человек находится на пересечении природных стихий, культур и ментальности Востока и Запада. В этом отношении интересно творчество Андрея Владимировича Камалова (1955-2002). В 2022 году в музей поступила коллекция из 21 графического листа.
Известный приморский художник родился и учился на Урале, окончил Магнитогорский государственный педагогический институт, художественное отделение графики. Как творческая личность со своим стилем, оригинальным философским видением мира сформировался во Владивостоке, где жил с 1979 года. Здесь он начал работать в Дальневосточном книжном издательстве, стал членом Союза художников России, одним из основателей творческой группы «Штиль», объединившей талантливых художников, вошедших в художественную жизнь в 1980-х годах. Работы А. В. Камалова хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Дальневосточном художественном музее, в Приморской государственной картинной галерее, Сахалинском художественном музее и др. Художник любил Владивосток, называл его Владивосторг (название одной из его миниатюр). Его волновали философия сложного взаимопроникновения миров в самом широком смысле этого слова, и это блистательно отражено в его творчестве.
В Музее истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева хранится более 50 работ художника, ряд которых посвящена нашему городу. Еще в ранний период творчества проявился интерес художника к тиражным техникам: «Начиная с 1985 года А. В. Камалов осваивает технику сухой иглы и применяет ее в изготовлении книжных знаков. … С начала 1990-х техника сухой иглы становится ведущей в творчестве А. В. Камалова. Кроме того, художник осваивает еще одну — тиснение. Обычно он соединяет сухую иглу, акварель, тиснение», — пишет Г. А. Камалов в монографии, посвященной графическим произведениям художника.
В конце 1980-х он работает в автолитографии. В этой технике он создает серию листов, в которых отражен облик города-порта: причалы, суда, портовые краны привлекают его возможностями пластических решений. Эту тему он развивает и в серии работ с использованием пастели, цветных карандашей. Он экспериментирует с цветом, стремясь подчеркнуть особенности среды. Этим обусловлено стремление один и тот же мотив решить в разных колористических комбинациях (в коллекции новых поступлений содержатся варианты «Владивостокский порт», «Ремонт красного корабля» и «Порт» и «Сумерки»).
К Камалову вполне применимо определение «человек побережья», которое сформировалось в дальневосточном искусстве в конце ХХ века. Оно означает не просто физическую, но ментальную связь с местом проживания. Не случайно А. Камалов входил в число художников (вместе с С. Горбачевым и В. Серовым), которые осуществляли арт-круизы на шхуне «Аллегро» вдоль берегов Приморского края. Отсюда детальное знание жизни побережья, стремление одухотворять эту жизнь: в коллекции музея есть серия эстампов, посвященных раковинам, в которой мир морских обитателей дается через призму взгляда художника на социальные отношения.
В эссе «Андреев крест», посвященном А. Камалову, А. Лобычев пишет о предназначении художника океанского побережья Русского Востока «охранять и сохранять вечную магию этих берегов, уходящих в глубину, где в забитых морской травой расщелинах зреют внутри мидий жемчужины. Здесь на рубеже океана и земли, слово некоей высшей силой уготовано место для жизни и творчества художников и поэтов. Это их среда обитания, их художественное пространство, которое притягивает их как родина, не имеющая ни временных, ни географических границ».