Исторические хроники: пожар на пассажирском лайнере «Туркмения» в ноябре 1986 года

11 декабря 2016

Событие, которое могло стать большой трагедией, но попало в учебники по мореходству: в ночь с 9 на 10 ноября 1986 года загорелся в Японском море (неподалёку от поселка Преображение) пассажирский лайнер «Туркмения». На борту находилось 290 пассажиров, большинство из них — дети, всего вместе с экипажем — 413 человек. Погибли, задохнувшись в дыму, двое. ЧП на «Туркмении» стало едва ли не уникальным фактом в новейшей истории отечественного судоходства, когда по итогам расследования происшествия такого масштаба практически никого и никак не наказали, потому что сделано всё было абсолютно и единственно верно.

«Была в Приморье в поздние советские времена такая практика: на осенних школьных каникулах лучших старшеклассников отправляли в морской круиз вдоль побережья Приморского края – от Владивостока до Тернея и обратно. Вот и в ноябре 1986 года лучшие детские творческие коллективы собрали в краевом центре, посадили на комфортабельный пассажирский теплоход «Туркмения» и отправили в пятидневный круиз. Командовал судном 32-летний Владимир Клим, на тот момент один из самых молодых и перспективных капитанов Дальневосточного морского пароходства…» «ЧП в Японском море»

«…»Туркмения» посетила Находку, Преображение, Ольгу и легла на обратный курс – во Владивосток прибытие планировалось вечером 10 ноября, как раз к завершению школьных каникул. На стоянках спасательные шлюпки были вывалены за борт до уровня причала, и члены экипажа чистили-драили, шпаклевали и подкрашивали эти главные средства спасения…» «Туркмения» в огне» (часть 1)

Пассажирское судно «Туркмения». Построено в 1961 году на верфи имени Матиаса Тезена (Mathias Thesen Werft), город Висмар, ГДР.

Пристать во Владивостоке «Туркмении» было не суждено: из-за вспыхнувшего в машинном отделении пожара пришлось внепланово проверить состояние спасательных шлюпок и готовность экипажа к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

«… копия приказа №1030 от 28.11.1986 года по Дальневосточному морскому пароходству:

«10 ноября в 00:25 при нахождении судна в точке с координатами 41 градус 51 минута северной широты и 133 градуса 37 минут восточной долготы в машинном отделении произошёл пожар.

Пожарная тревога была объявлена немедленно. Но огонь, несмотря на усилия пожарных расчётов, продолжал распространяться по всему судну…

Оценив обстановку до двух минут, капитан изменил характер тревоги и объявил эвакуацию пассажиров и части членов экипажа … в основном женщин. В 00:43 был подан сигнал бедствия. В 00:48 шлюпки и плоты с  пассажирами и большей частью экипажа были отведены от борта. На судне остались 29 членов экипажа для борьбы за плавучесть. В 03:30 с подходом к месту аварии СТР «Важгорск» и теплохода «Приамурье» началась пересадка пассажиров и экипажа со спасательных шлюпок и плотов на суда. С ухудшением погоды аварийную партию с теплохода «Туркмения» сняли, видимые очаги пожара подавил подошедший буксир «Тайфун» подачей пены через лафетные стволы. В 13:30 началась буксировка  «Туркмении», и 11 ноября 1986 года в 07:50 судно было прибуксировано в порт Находка…» «Туркмения» в огне» (часть 2)

10 ноября 2016 года, ровно через 30 лет после той ночи, на встрече Исторического клуба в Приморском музее имени Арсеньева собрались участники событий на лайнере «Туркмения». Пришёл капитан судна, Владимир Георгиевич Клим — именно его решения, помноженные на слаженность команды и подготовленность спасательных средств, позволили тогда избежать самого страшного.

Исторический клуб. 10.11.2016

«…Вспоминает Владимир Клим:

Первая мысль о пассажирах (там дети! и женщины!) — нужно немедленно объявлять шлюпочную тревогу и срочную эвакуацию из внутренних задымленных помещений! Ведь в ближайшие минуты в коридорах могут быть закрыты металлические противопожарные двери и жертв не избежать! Вторая мысль — не допустить паники среди пассажиров. Паника на пассажирском судне — страшнее любого пожара.

…собрал нервы в кулак и самым спокойным голосом, на какой только был способен, сделал объявление по всем пассажирским помещениям: «Всем пассажирам необходимо тепло одеться, взять спасательные жилеты и срочно выйти на открытую шлюпочную палубу к своим шлюпкам. Руководителям групп пересчитать своих детей и доложить». Только успел произнести последние слова, как судовая трансляция перестала работать — перегорели кабели…» «Туркмения» в огне» (часть 1)

Пришли на встречу и пассажиры — Сергей Ерёмин, журналистка Светлана Шпилько, один из ребят, Андрей Жолобов; из числа преподавателей-наставников и воспитателей — художник В.П. Белоусов и А.Н. Васильева. Сергей Ерёмин передал Музею обгорелый ключ от каюты 106 и бинокль, который пострадал при пожаре в каюте капитана.

«1986 год стал годом самых больших катастроф для советского пассажирского флота. В апреле флагман пассажирского флота СССР теплоход «Михаил Лермонтов», выполняя круизный рейс с австралийскими пассажирами на борту, пропорол себе днище и утонул, не дойдя до берега буквально несколько кабельтовых. К счастью, все пассажиры и экипаж были спасены подошедшими судами. Погиб один член экипажа — электромеханик.

В августе того же года произошла настоящая трагедия: на рейде Новороссийска столкнулись пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и грузовое судно «Пётр Васёв»; погибли сотни людей. Полетело много голов и в Министерстве морского флота СССР, и в Черноморском морском пароходстве, да и в партийных органах. Была снята с работы практически вся верхушка Одесского обкома КПСС.

А в ноябре случается пожар на полной детей «Туркмении». Вот теперь-то и стоит сказать об уникальности того ЧП. Я пишу о море и моряках уже более трети века; на моей памяти это первый и единственный случай, когда по итогам всех проведённых расследований капитана никак не наказали. Более того, старые капитаны пароходства, зубры, знающие толк в хорошей морской практике, прошедшие Крым и рым, настаивали на представлении Клима к государственной награде.

Вместо награды крайком КПСС — история с пожаром стояла отдельным вопросом на заседании бюро — влепил Климу партийного «строгача» с занесением в учётную карточку. В иерархии партийных наказаний следующим могло быть только исключение из партии, что означало «волчий билет» и фактический запрет на профессию. Ироничные коллеги тогда успокаивали Клима тем, что в такой ситуации партийный «строгач» лучше любого ордена…» «ЧП в Японском море»


При подготовке публикации использовались материалы:
«Туркмения» в огне» (часть 1) — «Владивосток», Андрей Островский, Сергей Грибин.
«Туркмения» в огне» (часть 2) — «Владивосток», Андрей Островский, Сергей Грибин.
«ЧП в Японском море» — «Новая газета во Владивостоке», Андрей Островский.