Человек
Пространство
Время
Приморский музей
имени Арсеньева


Морской Музей глазами детей: участники «Тихоокеанской проектной школы-2017» ВДЦ «Океан» создали концепции трёх выставок о «дальневосточной морской душе»

21 июля

Во Всероссийском детском центре «Океан» завершилась образовательная программа «Тихоокеанская проектная школа-2017». В основу программы легла разработка научно-технологических, IT, естественнонаучных и социально-культурных проектов, направленных на развитие Дальнего Востока. Затрагивались важные для региона проблемы − космические и авиационные системы, судостроение, синтез наночастиц, создание новых методов очистки воды, поиск новых препаратов для систем диагностики рака, технология беспроводной связи, облачные технологии, проектирование морского музея, развитие международных отношений и другие.

В интеллектуальной смене приняли участие сто школьников 15-17 лет, прошедшие конкурсный отбор на основе портфолио личных достижений. Среди ребят, приехавших из 22 регионов нашей страны, десять — школьники из Китая, Японии и Южной Кореи. Сотрудники Приморского музея выступили приглашёнными модераторами одной из проектных площадок, на которой дети создали концепции трёх выставок о «дальневосточной морской душе».

Чтобы посмотреть всю ленту, нажмите на фотографию >>>

Светлана Воронина, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе, куратор выставочного проекта «Открытые морские залы: Тихоокеанское время»:

<… В одном из самых морских городов страны пока нет морского музея, который бы рассказывал о море, как о градообразующем и человекообразующем факторе. Конечно, во Владивостоке есть музеи, которые так или иначе говорят об отдельных аспектах морской истории региона, но институции, которая бы говорила обо всём и полно, к сожалению нет.

Идея создания Морского музея у нас родилась давно, и его формирование складывается, как большая мозаика из маленьких кусочков. В рамках «океанской школы» мы строили музей виртуально, рассматривая человеческие истории. От замысла, подготовки технического задания и до реализации – ребята активно включились в работу, и за две недели мы смогли выстроить концепцию трёх выставок, которые в будущем могут стать частью морской экспозиции…>

Александра Осипова, методист Приморского музея, автор и разработчик мастер-классов по мультипликации для детей:

<…Это был очень полезный опыт. Мы получили возможность сформировать структуру экспозиции дальневосточного Морского музея, об открытии которого давно мечтаем, с самыми независимыми «экспертами», которые смогли добавить в это формирование свой детский взгляд…>

Страна Удэхе. Утраченная рукопись

29 июня

Подведены итоги грантового конкурса программы Фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире», направленной на поддержку новых решений в музейной сфере, развитию партнерских отношений музеев, повышение профессионализма их сотрудников. Всего на конкурс поступило 428 заявок из более чем 50 регионов России. В полуфинал было рекомендовано 53 проекта, из которых Экспертный совет конкурса выбрал 19 победителей. Самой конкурентной по качеству заявок и многочисленной по числу победителей в этом году стала номинация «Открытая коллекция». Среди семи победителей − проект заместитель директора музея имени В.К. Арсеньева Анжелики Витальевны Петрук «Страна Удэхе. Утраченная рукопись». Награды победителям были вручены на IX Международном фестивале «Интермузей» в Москве.

 

Владимир Клавдиевич Арсеньев – титульная фигура для Дальнего Востока. Его трудно сопоставить с кем-либо из исследователей как по масштабности проведенных экспедиций, так и по количеству изданных трудов. Арсеньев прожил на Дальнем Востоке тридцать лет. За это время он провел двенадцать крупных экспедиций, собрал роскошные этнографические коллекции, которые сейчас хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Владивостока, Хабаровска. Он – автор шестидесяти научных работ и более двух десятков художественных произведений, переведенных на тридцать языков народов мира.

Общеизвестный факт: в экспедициях В.К. Арсеньев собирал коллекции предметов материальной и духовной культуры удегейцев, подготавливая материал для книги, которую считал делом всей своей жизни. Эта книга, которая называлась «Страна Удэхе» и которую Арсеньев упоминает в письмах, разговорах с друзьями и коллегами, была написана уже к 1928 году, за два года до смерти писателя.

Книга задумывалась Владимиром Клавдиевичем как двухтомная монография: Первый том − русско-удегейский словарь, второй — системное исследование истории, традиций, культов и верований удегейцев. После смерти Арсеньева приведением в порядок бумаг писателя занялась его вдова Маргарита Николаевна. Она видела в этом свою миссию. Однако её арест и расстрел в 1938 году поставили точку в этом деле. Сотрудники НКВД вывезли из дома девятнадцать мешков разных книг и документов. В одном из них, вероятно, была и рукопись «Страны Удэхе».

Никаких упоминаний, документальных или устных свидетельств о рукописи с тех пор не было. Следовательно, нет и реальных доказательств её существования.

И вот среди негативов и позитивов в неразобранных коробках с архивом В.К. Арсеньева в ОИАК были обнаружены фотографии, на которых изображены атрибуты шаманского культа, отдельные элементы удегейского национального костюма, предметы быта. На обороте снимков рукой В.К. Арсеньева (это очевидно всем, кто знаком с его почерком) написаны названия этих предметов на удегейском (!) языке. И самое главное – указан номер страницы, к которой прилагалась иллюстрация. Номера страниц, указанных автором (стр.1179, 1180,1183 и т.д.), дают нам основание думать, что эти снимки предназначены были для книги «Страна Удэхе» − прежде у Арсеньева не было монографий, которые бы имели такое число страниц. В другой коробке была обнаружена картонка, на которой рукой Арсеньева написано «Страна Удэхе». Вероятно, она должна была отделять негативы, предназначенные для книги, от остальной коллекции. Предъявление этих документов публике смогло бы ответить на вопрос, была ли написана книга: очевидно, что была, и к тому же предполагала богатый иллюстративный материал.

В рамках гранта планируется издание книги, где впервые будут опубликованы фотографии. Кроме того это издание станет поводом порассуждать о судьбе писателя в тоталитарную эпоху. Выход книги запланирован на осень 2018 года. Работать над изданием будут сотрудники Приморского музея и Общества изучения Амурского края. Сообщение о содержании проекта можно будет услышать на научно-практической музейной конференции «Арсеньевские чтения», которая пройдёт 27-30 сентября 2017 года.

Научно-практическая музейная конференция «Арсеньевские чтения» пройдёт 27-30 сентября

19 июня

Арсеньевские-чтения.-Заявка-для-участия.docx27-30 сентября 2017 года во Владивостоке на базе Приморского государственного музея имени В.К.Арсеньева состоится научно-практическая музейная конференция «Арсеньевские чтения», посвящённая 145-летию со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева. Срок подачи заявок и текста выступления − до 30 июня 2017 года.

Традиционно конференция была посвящена арсеневедению, но в этом году формат и направление конференции изменились. Событие стало частью масштабного проекта «Коллекционируя Россию», направленного на развитие сотрудничества региональных музеев. Данный проект Приморский государственный музей В.К. Арсеньева проводит совместно с Благотворительным фондом В. Потанина.

В работе конференции предлагаются следующие секции:

  • Жизнь и творчество В.К. Арсеньева, судьба его наследия. Изучение личности В.К. Арсеньева, его социально-культурного и научного окружения, творческого наследия и жизненного пути находится в центре внимания целого круга современных исследователей. До сих пор продолжается осмысление вклада В.К. Арсеньева в изучение Приморья и других районов Дальнего Востока, постижение его творческого метода.
  • Музей о сложных вопросах истории. В ближайшие годы наша страна будет отмечать юбилейные даты, связанные с целым рядом ключевых событий истории (Февральская и Октябрьская революции, начало и окончание Гражданской войны, начало Большого террора, Вторая мировая война и др.). Во многих случаях региональный музей является практически единственным научным интерпретатором этих событий для самой широкой аудитории. Но в представлении этих непростых событий в деятельности, выставках и экспозициях региональных музеев есть своя специфика. Необходимо учитывать реакции местных сообществ, научно-исследовательских кругов, представителей других институций как возможные риски в разговоре на подобные темы.
  • Genius Loci. Символический ресурс регионального музея. Множество российских музеев носят имена людей, которые являются знаковыми для истории региона. Символический ресурс Genius Loci в данном контексте понимается широко: от имени основателя музея до жителя места, явления, события, которые усилиями музея могут становиться ключевыми в представлении территории. Используется ли этот потенциальный ресурс в деятельности и позиционировании музея в полной мере?
  • Музей как инициатор социальных изменений на территории. Музей как институт памяти обладает способностью предъявлять свои коллекции в качестве актуального ресурса для развития социальной, образовательной, просветительской, технологической и других сфер современности. Именно в этом смысле он может быть «мотором» самых разных изменений жизни региона. Музей, умеющий грамотно и точно предъявлять коллекции и знания о них, сегодня может предлагать власти, бизнесу, жителям самые разнообразные модели будущего.

В отдельной секции «Шведский стол по-музейному: разные форматы образовательной деятельности» будет представлен опыт работы Пермского краеведческого музея, Пермской художественной галереи и Музея современного искусства PERMM. В рамках этой секции пройдет однодневный семинар-лаборатория, посвящённый разработке и адаптации образовательных форматов и программ.

К участию в конференции приглашаются специалисты по творчеству и наследию В.К. Арсеньева, сотрудники российских региональных музеев. Предлагаемые форматы участия в конференции: выступающий с докладом, слушатель, участник семинара-лаборатории.

Скачать заявку.

Заявки на участие в конференции просим направлять по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, 20, Приморский государственный объединённый музей имени В.К. Арсеньева.

Тел/факс: (423) 241-41-13; 241-39-41; e-mail: office@arseniev.org.

Победители конкурса детских рисунков «Большеглазый триглопс и другие»

23 мая

20 мая были подведены итоги конкурса, который проходил с декабря в рамках выставочного проекта Музея Города «Рыбий день: Погружаемся на морское дно» совместно с информационным порталом «Владмама». Детки фантазировали и рисовали необычных морских обитателей. В каждом месяце были свои герои, которых нужно было изобразить.

Декабрь:

  1. Белоусова София
  2. Корабейникова Юля
  3. Михайлюк Варвара

Победитель от музея: Леонтьева Аврора

Январь:

  1. Сущенкова Дина
  2. Царев Артём
  3. Белоусова София

Победитель от музея: Фереферов Семен

Февраль:

  1. Сущенкова Дина
  2. Белоусова София
  3. Попов Алексей

Победитель от Музея: Фереферов Илья

Март:

  1. Белоусова София
  2. Сущенкова Дина
  3. Михайлюк Варвара

Победитель от Музея: Кралина Ирина

Апрель:

  1. Белоусова София
  2. Сущенкова Дина
  3. Михайлюк Варвара

Победитель от Музея: Корабейникова Юля

 

Отмечены благодарностью за участие: Пономарева Таисия, Луценко Лидия, Томилова Дарья, Пономарева Маша, Семенова Саша, Шевелев Ваня.

Музейный театр представит широкий репертуар о жизни и творчестве Владимира Арсеньева

22 мая

Руководитель Дома путешественника Арсеньева Юлия Александровна Яроцкая стала одним из победителей конкурса от Благотворительного фонда Владимира Потанина на участие в стажировках и образовательных программах в России и за рубежом. 26 апреля 2017 экспертный совет определил победителей двух грантовых конкурсов программы Фонда «Музейный десант». По итогам конкурса, направленного на поддержку программ межмузейного сотрудничества, гранты получат 16 музеев и музейных организаций. 14 сотрудников российских музеев, в числе которых и Юлия Александровна, выиграли гранты на участие в стажировках и образовательных программах в России и за рубежом.

С 2015 года коллектив под руководством Юлии Яроцкой активно осваивает новое направление работы − театральные постановки в гостиной Музея в сотрудничестве с Институтом искусств, Филармонией, драматическими театрами Владивостока. За 2 года в репертуаре «домашнего театра» появилось 2 спектакля, сценарии которых написала сама Юлия Александровна: «Ожог от лепестка» и «Стебли нот расцветающих». Спектакли проходят каждый месяц и неизменно собирают «зрительный зал». Сценарии написаны на основе документальных материалов, хранящихся в фондах Музея. Они посвящены реальным событиям, многие из которых происходили в доме В.К. Арсеньева, где проходят показы.

Юлия Александровна Яроцкая, руководитель Дома путешественника Арсеньева:

<…Каждый спектакль одновременно является и исследованием. Изучая фондовые документы, я обнаружила, что во многих из них упоминается о музыке, которую любили в семье Арсеньевых. Так родилась идея спектакля «Стебли нот расцветающих», главной героиней которого является Мария Арсеньева, сестра путешественника Владимира Арсеньева, оперная певица. Её роль исполняет певица Мариинского театра (Приморская сцена). В спектакле звучат романсы и песни, которые исполнялись в семье Арсеньевых, когда путешественник был ребенком; те песни, которые пели солдаты в его экспедициях; арии, которые исполняли его сестры-певицы; песни, которые он пел своей дочери; романсы, которые пел он сам в кругу семьи. Все эти материалы были по крупицам отысканы в архивных документах. Чаще всего такая информация встречается в воспоминаниях членов семьи…>

При постановке спектакля «Ожог от лепестка» о второй жене В.К. Арсеньева Маргарите создателям необходимо было интерпретировать факты её биографии, чтобы понять мотивы и цели поступков женщины. Благодаря этому ярче проступили те черты личности, которые скрыты за строками документов.

В ближайшие годы планируется продолжить цикл арсеньевских спектаклей: по словам Юлии Яроцкой, у театра должен быть репертуар, позволяющий широко представить жизнь и творчество Арсеньева. Сейчас ведётся работа над спектаклем о В.К. Арсеньеве и М.М. Пришвине. В основу сценария легли фрагменты из книг, писем, дневниковых записей обоих писателей, у которых было много общих черт в творчестве и судьбе.

<…Стажировка даст мне новые знания, идеи и вдохновение. Я планирую больше узнать о том, как ведется работа с фондовыми материалами, какие приемы используются для представления документальных фактов в художественном тексте сценария, как используется ограниченное бытовое пространство и как решается вопрос с декорациями, как ведется работа с драматическими актерами, для которых подобные постановки являются непривычной формой работы, поскольку необычны и сценарий, и место действия, и отсутствие привычной сцены и дистанции от публики…>

Стажировки пройдут в Государственном литературно-мемориальном Музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово», в Музее ёлочной игрушки «Клинское Подворье», в Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области Семёнково, в Музее А.А. Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

×