Виртуальная выставка «Владивосток Владлена Камовского»

22 июня

Новая виртуальная выставка из цикла «Лики города» на сайте Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева раскрывает для зрителей Владивосток в картинах заслуженного художника Российской Федерации Владлена Александровича Камовского. За более чем сорок лет проживания в приморской столице он создал свыше трёхсот этюдов и больших работ, запечатлевших старинные здания, улицы и виды пригорода, — это своеобразное признание в любви городу у моря.

Владивосток можно назвать «фирменной темой» Владлена Камовского. Он родился в 1937 году в Москве, но вырос и состоялся творчески на Дальнем Востоке. Профессию Владлен Александрович выбрал задолго до поступления в Биробиджанское художественное училище, ещё в школьные годы. Способность подлинного искусства формировать духовный мир он интуитивно уловил в послевоенном детстве, прошедшем в патриархальных двориках Хабаровска. Об этом периоде Владлен Камовский сегодня вспоминает: «Я всегда хотел быть только художником. Я не мыслил другого пути».

В 1964 году Камовский приехал поступать в Дальневосточный институт искусств и остался во Владивостоке, связав свою жизнь с жизнью города тысячей нитей. Жанр городского пейзажа художник выбрал в самом начале творческого пути, в 1960-е годы. Ему хотелось сделать книгу о старой архитектуре Владивостока, которая тогда ещё была представлена в большом количестве и давала представление о жизненном укладе и архитектурной стилистике эклектичного города. Дома были оригинальными, основательно привязанными к сопкам первыми каменными этажами, стремящимися в лёгкую высь над морем деревянными вторыми. Малоэтажная застройка сформировала центр портового города, обладающего самобытными чертами, отличающими Владивосток от других. Книга по замыслу художника должна была быть не фотоальбомом, а альбомом репродукций художественных работ: их было решено сделать сто. Владлен Камовский начал писать этюды, в которых подмечал особенности того или иного дома, дворика, улицы, городского уголка. Отсюда и камерный формат, и импрессионистическая техника, точно соответствующая творческой задаче. В процессе работы пришло сознание, что надо писать то, что скоро уйдет.

Город стремительно рос, строился, его черты менялись, порой — до неузнаваемости. Дома сносили, на их месте строили новые типовые многоэтажки, лишённые индивидуальности. Движимый желанием не упустить того, что является исключительным, неповторимым для Владивостока, Камовский писал его едва ли не ежедневно (часто прямо в углу этюда помечена дата создания), в любую погоду, в разное время года, улавливая лирическое звучание старого города.

Автор нескольких персональных выставок, Владлен Камовский снискал славу летописца города, ведь некоторые объекты застройки остались жить только в его пейзажах, а серия работ, в которых запечатлено строительство моста через бухту Золотой Рог, отразила процесс создания грандиозной конструкции, навсегда изменившей облик Владивостока. Впрочем, имя художника хорошо известно не только любителям его камерных городских пейзажей. Панорама Владивостока, подаренная в 2006 году культурному центру береговой полиции города Инчхон Республики Корея за спасение российских моряков с судна «Синегорье», заняла почётное место в офисе новых владельцев.

О своей верности теме городского пейзажа художник сказал так:

«Меня всегда привлекала красота. В моём творчестве действительно нет социальных сюжетов. Даже сохранившиеся работы того времени, когда я работал в школе в Облучье, посвящены всё той же теме. Неброские строения, крыши, улицы — в них есть негромкая мелодия определённого места. Мы ведь редко представляем город отдельно от деятельности человека. Между тем, это живой организм со своим индивидуальным характером, эстетикой, цветом, настроением. Это надо не просто видеть, но чувствовать. Много лет хожу с этюдником по городу, ловлю подходящий ракурс, освещение. …Я начал писать Владивосток очень давно, когда в городе ещё сохранялись постройки начала века. Многих уголков уже не существует. Они остались только на картинах».

По признанию художника, он успел бы больше, но много времени уходило на работу в газете «Тихоокеанский комсомолец». В своё время редактор Владимир Наумов пригласил его в штат в качестве фотокорреспондента. Камовский штатным сотрудником газеты быть отказался, но фотографировал для газеты много. Суть репортёрской работы показалась ему близкой художнической (запечатлеть время), но со временем победил художник. Созданные им панорамные работы, посвящённые Владивостоку, называют творческим подвигом: в маленькой мастерской были написаны полотна «Владивосток. Октябрь» (размер 1,20х15,86 метра) и «От рассвета до заката» (размер 1,20х17,20 метра). Однако основной массив произведений В. Камовского — это небольшие по формату работы. Тридцать из них хранятся в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

В.А. Камовский. Военно-исторический музей. 1980. Оргалит, масло. 50х22

Церковь Петра и Павла — старейшее культовое сооружение города. Сегодня здесь находится лютеранская кирха. Первая церковь на этом месте была деревянной, в 1909 году её заменила кирпичная, построенная по проекту архитектора Георгия Юнгхенделя на средства, основная часть которых была выделена торговой фирмой «Кунст и Альберс». В советское время, в 1935 году, церковь закрыли, а в 1936 здание передали Военно-морским силам Рабоче-​Крестьянской Красной Армии. С 1950 по 1997 год здание занимал Военно-исторический музей Тихоокеанского флота. У входа стояли музейные пушки. А в 1997 кирху вернули возрождённой лютеранской общине. В пейзаже В. Камовского здание запечатлено в тот период, когда в нём находился военный музей.

Однако художник выбирает не знакомый по фото того времени ракурс (пушки на первом плане). Он подчеркивает красоту и величественность церкви, выявляет её архитектурный облик — заострённый шпиль, украшенный резными деталями фасад, характерное для готического стиля окно.

В.А. Камовский. Политехнический. 1981. Оргалит, масло. 28х37

Дальневосточный политехнический институт вёл свою историю от Восточного института. Во второй половине XIX века Дальний Восток оказался в центре активных международных военно-политических и демографических процессов. Они обусловили острую потребность в квалифицированных кадрах с хорошим знанием восточных языков для работы в разных сферах. Для Восточного института построили здание в 1896–1899 годах (автор проекта — архитектор А.А. Гвоздзиовский).

На этюде изображено главное здание Восточного института на Пушкинской, являвшееся в дальнейшем главным корпусом политехнического института. В 1907 году его парадный вход был украшен двумя статуями каменных львов, привезёнными из Маньчжурии. Их подарил представитель китайского правительства во Владивостоке, служивший при генерал-губернаторе Приамурья. В разные годы статус вуза менялся: Дальневосточный политехнический институт в 1990-х был преобразован в Дальневосточный государственный технический университет, а в 2012 году ДВГТУ вошёл в состав Дальневосточного федерального университета, — но здание со львами остаётся одной из неизменных достопримечательностей города.

В.А. Камовский. Дворец пионеров. 1981. Оргалит, масло. 28х44

Первый Дом пионеров и школьников во Владивостоке был открыт в 1939 году. Он размещался на улице Ленинской (ныне Светланская), 52 в «Доме генерал-губернатора». Дом был построен по проекту областного архитектора Владимира Григорьевича Мооро и предназначался для генерал-лейтенанта Павла Фридриховича Унтербергера. В советское время в нём размещался интернациональный клуб моряков, а в 1925 году помещение передали пионерам. Камовский написал дом пионеров не с фасада, а со двора, сделав акцент на свето-теневых эффектах: весеннее солнце становится всё ярче, и тени от деревьев падают на почти сошедший снег и стены дома.

В.А. Камовский. Улица Геологов, 23. Оргалит, масло. 29х53

В названии этой работы указан точный адрес, отсылающий не только к конкретному строению, но и периоду: улица Геологов носила такое название до 1985 года, после чего ей вернули прежнее имя — Прапорщика Комарова, в честь основателя Владивостока Н.В. Комарова. Улица начинается от Пограничной и идёт почти до вершины сопки Орлиное гнездо. Дом № 23 — одно из примечательных строений, характерных для жилой застройки дореволюционного времени: в прошлом это особняк Ф.Ф. Буссе, русского географа, археолога, историка, этнографа. Сильно перестроенный, сегодня дом № 23 отдалённо напоминает тот, что изображён на картине: закрыты выписанные В. Камовским детали фасада, перестроено высокое каменное крыльцо. В этюде дом Буссе выглядит уютным, напоминающим о неспешном ритме жизни прошлого века.

В.А. Камовский. Краевой архив. 1974. Оргалит, масло. 29х64

1 марта 1923 года считается официальным днём образования архивной службы в Приморском крае. Это было важным событием того времени, когда жизнь после бурных лет революции и Гражданской войны начала отстраиваться заново. В августе 1935 года Областному архивному управлению было выделено постоянное помещение — здание польского католического костёла на улице Володарского, 22. Архив здесь находился до 1991 года, в 1993-м строение было возвращено возрождённому католическому приходу. Камовский написал его, если можно так сказать, анфас: взят фрагмент фасада с высокими стрельчатыми окнами, бесстрастно глядящими вокруг. Символичным кажется отсутствие шпилей (они мыслятся за рамками композиции): храм, превращённый в административное учреждение, как бы утратил духовность.

В.А. Камовский. Осень. 1974. Оргалит, масло. 16х26

В.А. Камовский. Владивосток. Улица Кирова. 1990. Холст, масло. 86х68

В.А. Камовский. Дом на Снеговой. Оргалит, масло. 1984. 29х49

В работах «Осень», «Владивосток. Улица Кирова», «Дом на Снеговой» В. Камовский запечатлел не столько конкретные дома (хотя можно точно определить, какое именно здание изображено), сколько общий вид. В ряде работ узнаётся район Второй речки, где на улице Кирова проживал художник, наблюдая, как год за годом меняется городской ландшафт.

В.А. Камовский. Улица Пушкинская, 35. 1980. Оргалит, масло. 24х35

В путеводителях говорится:

«Удивительный по красоте ансамбль из пяти зданий различной этажности расположился на улице Пушкинской. Четыре здания комплекса объединены стилевым решением и выполнены из камня, пятое, из дерева, высотой в два этажа, органично вписывается в единую композицию. Здания были построены в начале ХХ века по проекту архитектора Юнгхенделя для компании «Торговый дом братьев Синкевич». Год постройки — 1915, стиль — модерн.»

Здание под номером 35 — дом Фихмана, — считается жемчужиной ансамбля: оно не только отличалось внешним обликом, но и было снабжено всеми удобствами, — беспрецедентно для того времени. Камовский написал его в зимнее время, когда ветви деревьев голы и фасад выглядит монотонным в неярком свете дня. Художник стремился подчеркнуть цельность и завершённость архитектурного решения.

В.А. Камовский. Дом С. Лазо. 1980. Оргалит, масло. 25х36

Этот каменный двухэтажный дом — один из тех, в которых жил Сергей Лазо, вынужденный часто переезжать в целях конспирации. Светлый, с эркером, оформляющим г-образную форму здания, он изображён художником на фоне современной многоэтажки.

В.А. Камовский. Почтамт. 1980. Оргалит, масло. 25х36

Здание почтово-телеграфной конторы построено во Владивостоке в 1897–1899 годах по проекту архитектора Александра Гвоздзиовского. Историческое сооружение на улице Светланской, 41 сегодня является одним из красивейших домов, созданных в неорусском стиле. Оно изображено в мажорной цветовой гамме, этим художник подчёркивает нарядность здания.

В.А. Камовский. Март. Улица Махалина, 14. 1981. Оргалит, масло. 28х36

Это деревянное строение принадлежало капитану корпуса флотских штурманов А.Н. Бородухину, который построил в 1892–1893 годах на своём участке одноэтажный дом. После его гибели при обороне Порт-Артура жена пристроила кирпичный флигель, а позднее и ещё один дом, который сдавался внаём. Камовский создал выразительный портрет здания — ветшающего, находящегося в окружении себе подобных невысоких домов на улице, относящейся к Экипажной слободке (до революции называлась Маньчжурская по имени транспорта «Маньчжур»). В названии этюда обозначено время года — март, когда сходит снег и ещё голы деревья. Общий колорит, в котором решена работа, сдержан и соответствует настроению пасмурного весеннего дня.

В.А. Камовский. Музей имени В.К. Арсеньева. 1981. Оргалит, масло. 28х37

Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева — первый на Дальнем Востоке краеведческий музей, в 2020 году отметивший 130-летие. В его состав входят 4 филиала во Владивостоке и 5 в других городах и селе Приморского края. Здание на Петра Великого, 6 является одним из филиалов, в котором в настоящее время находится Музей Города. Именно с этого строения, первый камень которого был заложен в 1888 году, начинался музей. Дом находится в одном из исторических мест города, где собран ансамбль архитектурных памятников: Арка Цесаревича, Общество изучения Амурского края, Театр кукол (бывший театр Арс). Нынешняя миссия Музея Города — раскрывать философию, историю и мифологию города. Это неслучайно, ведь именно здесь началась работа по собиранию знаний о Владивостоке и крае. Сегодня, когда история города стала объектом изучения и сохранения, работа В. Камовского приобрела символическое звучание.

В.А. Камовский. Дворец культуры моряков. 1980. Оргалит, масло. 36х36

Здание нынешнего Пушкинского театра до революции было Собранием приказчиков. Построенное в 1907–1908 годах по проекту архитектора Павла Вагнера, оно стало настоящим центром культуры: здесь работали большая библиотека, бильярдная, клубы по интересам и театральный зал. С 1932 до 1933 года в здании располагался Дом Красной армии и флота, а в 1934 году здание было передано клубу водников, позже преобразованному в Дом культуры моряков. В 1980-м году он был закрыт, и помещение оказалось невостребованным. В 1999 году Пушкинский театр стал одним из подразделений Дальневосточного технического университета, а после его слияния с другими вузами вошёл в состав Дальневосточного федерального университета. Одно из самых красивых зданий на улице Пушкинской в разные годы пережило и расцвет, и забвение. Камовский написал его торжественно-приподнятым, подчеркивая архитектурные детали в стиле модерна и неоготики — пилястры, полуколонны, сандрики и пинакли, уходящие в весеннюю синь неба.

В.А. Камовский. Дом, в котором жил В.К. Арсеньев. 1981. Оргалит, масло.

Мемориальный дом-музей В.К. Арсеньева во Владивостоке — ещё один филиал Музея истории Дальнего Востока. Здесь, в доме на улице, носящей его имя, расположена квартира, в которой с 1928 по 1930 год, до самой своей смерти, жил краевед, путешественник, этнограф Владимир Клавдиевич Арсеньев. У этого дома есть ещё одно название — Дом путешественника. Построенный в 1901 году, он вписался в жилую застройку одного из районов города, где и сегодня сохранились дома с каменными цоколями и первыми этажами. Владлен Камовский изобразил его, используя излюбленный приём: передать эффект освещения, контраста тёплого и холодного цветов, настроения смены сезонов. Так, в тени в левой части работы ещё лежит снег, а сам дом залит солнцем совсем по-летнему.

В.А. Камовский. Здесь жил Всеволод Сибирцев. 1984. Оргалит, масло. 49х21

В этом доме по адресу Уткинская, 40 жила семья Сибирцевых с 1913 по 1917 год. Двухэтажный особняк с необычным декором на фасаде сегодня вписан в современную застройку, но сохранён. Он изображён в то время, когда на Уткинской ещё было достаточно много одноэтажных деревянных домов, один из которых виднеется на заднем плане. Художник точен в изображении архитектурных деталей, он воспроизвёл общий ландшафт этого уголка города.

В.А. Камовский. Госбанк. 1981. Оргалит, масло. 29х46

Здание Приморского отделения Российского государственного банка, расположенное на Светланской, 71, построено в 1907 году по проекту архитектора В.А. Плансона. В его облике есть характерные для банковских зданий конца XIX — начала XX веков классицистические черты, в которые закладывалась идея устойчивости, монументальности. Ощущение массивности первого этажа создается за счёт эффекта каменной кладки, полученного при помощи глубокого руста и узких оконных проёмов. Второй этаж смотрится легче благодаря рисунку полукруглых окон. По углам дом завершается четырёхгранными куполами. Камовский прописал характерные черты банковского здания и подчеркнул его основательность, задавая движение диагональю улицы, по которой идут прохожие.

В.А. Камовский. Станция Седанка. 1984. Оргалит, масло. 29х42

В таком виде горожане запомнили это здание до реконструкции, предпринятой в связи с саммитом АТЭС в 2012 году. Камовский написал его в цветовом решении 1980-х годов — в зелёно-изумрудных тонах, что выделяет историческую постройку в окружающей среде. Здание станции Седанка — один из первых вокзалов на Транссибирской магистрали, построенный в 1913 году. Доска, размещённая на фасаде, сообщает о произошедшем здесь историческом событии: «24 октября 1922 года на ст. Седанка японское командование было вынуждено подписать соглашение об очищении войсками Владивостока не позднее 16 часов 25 октября 1922 года».

Художник выбрал ракурс, который подчёркивает значительность небольшого по размеру одноэтажного строения. Выбеленный подкрышевой фриз и детали фасада эффектно смотрятся в контрасте с сиреневатыми тенями, которые деревья отбрасывают на траву.

В.А. Камовский. Бывшее коммерческое училище. Здесь учился А. Фадеев. 1981. Оргалит, масло. 29х40

Историческое здание Владивостокского коммерческого училища по адресу Суханова, 8 было построено в 1910–1913 годах по проекту архитектора Сергея Венсана. Для его строительства была выделена территория площадью 3173,7 квадратных сажень (14 440 м²), расположенная в центральной части Владивостока на пересечении улиц Нагорной (сегодня Суханова) и Петра Великого. В разные годы в этом здании находилось несколько организаций: в 1923 году — преобразованный из училища промышленно-экономический техникум, в 1930-е годы — Приморское управление НКВД, в 1950-е — главный корпус Дальневосточного государственного университета, и до настоящего времени — корпус Дальневосточного федерального университета. Художник вновь акцентировал внимание на архитектуре: здание изображено с достоверно переданными конструктивными особенностями.

В.А. Камовский. Типография «Прогресс» (на раме в подписи улица Вс. Сибирцева, 67, бывшая Ботаническая). 1982. Оргалит, масло. 29х40

Дом, в котором в 1918–1922 годах размещалась нелегальная типография Далькрайкома РКП(б) и печаталась газета «Красное знамя». В очередной работе, посвящённой историческим зданиям Владивостока, в целом зафиксирован творческий метод Камовского, основу которого составляет не только собственно художественный опыт, но и выбор натуры. Владлена Александровича можно назвать искателем исторических мест города: о его подходе свидетельствуют сохранившийся этикетаж на рамах, где рукой художника помечены место и время создания работ.

В.А. Камовский. Гостиница Челюскин. Оргалит, масло. 29х40

История гостиницы «Версаль» начинается в 1907 году: тогда крупный сахаропромышленник Л.С. Радомышельский получил от городской управы земельный участок. Здание на нём было построено по проекту архитектора И.В. Мешкова. В 1909 году оно начало функционировать как гостиница, где время от времени проживали известные персоны. До 1917 года «Версаль» оставался самой престижной и дорогой гостиницей в городе, и в 1934 году участники Челюскинской экспедиции, прибывшие во Владивосток, поселились именно в ней. В память об этом событии в 1935 году гостиница «Версаль» была переименована в «Челюскин», но в 1990-х годах вернула прежнее название. Сегодня это один из самых популярных объектов в туристическом маршруте центра Владивостока. На этюде здание изображено в цветовом решении, которое существовало на момент написания, — светло-жёлтый общий и белый в деталях цвета фасад, выходящий на Светланскую, конструктивно ещё не изменён отдельным входом в кафе. Художник стремился подчеркнуть красоту строения, его значительность, композиционно как бы приподнимая его над проезжей частью, изображённой на первом плане.

В.А. Камовский. Дом, в котором находился подпольный центр. 1982. Оргалит, масло. 29х40

На оригинальной раме находится этикетка, на которой рукой художника написано: «Дом, в котором находился подпольный центр Владивостокской организации РСДРП. Ул. Вс. Сибирцева, 147». Сама улица получила название в честь одного из революционеров, участников Гражданской войны на Дальнем Востоке в 1923 году, и к настоящему времени сильно изменила облик. Изображённый Камовским одноэтажный деревянный дом с крытой жестью крышей и окнами с голубыми ставнями возвращает зрителя в тот период, когда подобные строения на улице Всеволода Сибирцева не были редкостью.

В.А. Камовский. Трамвайное депо. 1983. Оргалит, масло. 29х40

Первый трамвай вышел на улицы Владивостока в 1912 году. А в 1915–1917 годах была создана первая линия «Вокзал — Первая Речка», в конечной точке которой стояло трамвайное депо. Здание не сохранилось, как и сам вид городского электротранспорта, практически полностью ликвидированный во Владивостоке в 2010-х годах. Камовский запечатлел для истории двухэтажное строение, в архитектурном облике которого отразилась целая эпоха — начало ХХ века, когда Владивосток становился цивилизованным центром с общественным транспортом, использующим электричество.

В.А. Камовский. Дом Маргаритова. 1992. Оргалит, масло. 31.5х54

Предполагается, что в 1909 году в этом доме жил и работал один из первых краеведов Дальнего Востока В.П. Маргаритов. Он был первым окружным инспектором народных училищ и городским головой Владивостока. Сегодня облик здания изменился (оно окрашено в комбинацию охристого и белого цветов), как и название улицы, на которой дом расположен, — в начале 1990-х, когда художник писал этюд, она ещё носила название советского периода — Менжинского, — о чём свидетельствует пометка художника на этикетке. Сегодня эта улица, как и до революции, называется Пологой.

В.А. Камовский. Дом главы города Фёдорова. 1989. Оргалит, масло. 43х72

Дом, где когда-то жил первый владивостокский голова Михаил Кузьмич Фёдоров, купец первой гильдии, один из основателей Александровских мореходных классов и Общества изучения Амурского края, был построен в 1881 году на южном склоне Тигровой сопки недалеко от берега Амурского залива. Прямоугольный в плане с пристроенным со стороны главного фасада трёхгранным эркером, имеющим башенное завершение, здание было окружено террасным садом. Сегодня оно выглядит иначе, чем на этюде: новыми материалами покрыта крыша и отделан фасад, — ушёл дух времени, который так мастерски удавалось запечатлевать Камовскому. Он написал дом в вечернее время, когда светились окна в первом этаже.

В.А. Камовский. Дача. 1985–1987. Оргалит, масло. 41х67

Сегодня подобных дач, — деревянных с коробообразной крышей и внешней лестницей, ведущей на второй этаж, во множестве существовавших в пригороде Владивостока, — практически не осталось: их сменили современные коттеджи. Художник написал не только само строение, но и окружающий ландшафт — осеннюю листву, обильно закрывшую ещё зелёную траву, деревья на заднем плане в сиреневатой дымке, играющих с собакой детей. Изображённый вид наполнен эмоциями, ощущением уходящего тепла.

В.А. Камовский. Дом подпольщика Трусова по ул. Буссе, 14. 1986. Оргалит, масло. 41х70

Прокладывая творческие маршруты для создания этюдов, В. Камовский руководствовался в том числе путеводителями: в одном из них он нашёл указание на это здание на улице Буссе. Деревянный одноэтажный дом с красной крышей и залитыми солнцем окнами изображён на фоне зелёной сопки и окружён буйной растительностью во дворе, а на первом плане огорожен забором из штакетника. Такие уголки Владивостока в 1980-х годах становились редкостью.

В.А. Камовский. Пожарная каланча. Улица Сипягина. 1995. Оргалит, масло. 41х69

В 1920-х годах на Сипягина располагалась действующая пожарная часть, первая на Эгершельде, которая была построена в 1917 году для обеспечения безопасности торгового порта. В середине ХХ века деревянные строения пришли в негодность и были уничтожены, осталась только кирпичная каланча. В 1920-е годы здесь хранилось оружие и формировался партизанский батальон, о чём свидетельствует мемориальная доска, установленная на восточном фасаде. Впрочем, этюд В. Камовского не вызывает ассоциаций ни с героизмом пожарных, ни с пафосом борьбы за советскую власть. Художник стремился решить живописные задачи: каланча и складские боксы рядом с ней залиты солнцем, подчёркнут контраст освещённых и теневых мест, рациональный четырёхъярусный объём башни разбивает светлую цепь облаков на голубом небе. Благодаря такому цветовому решению создаётся мажорное настроение.

В.А. Камовский. Народный дом. 1992. Оргалит, масло. 35х65

Народный дом имени А.С. Пушкина был возведён по проекту военного инженера П.А. Микулина. Его архитектурное решение типично для конца XIX века и зданий общественного назначения. К 100-летию Пушкина необходимо было построить народный дом по типу тех, что уже существовали в других городах России. Он был возведён на углу улиц Госпитальной (тогда же переименованной в Пушкинскую) и Невельского (ныне Володарского). Солидное здание с фасадами, декорированными фигурной кирпичной кладкой, с балюстрадой на ступенях центрального входа Камовский написал неожиданно камерно. На переднем плане изображена оживающая после зимнего холода земля, на которой появилась первая зелень. Народный дом уведён на второй план, и художник будто стремился найти эмоциональное созвучие рукотворного объекта и окружающей естественной среды.

В.А. Камовский. Президиум ДВНЦ. 1981. Оргалит, масло. 29х40

Здание относится к комплексу строений Общества изучения Амурского края. Возведено в 1914 году по проекту архитектора Н.Д. Федосеева. В разные годы здесь были и кабаре, и кинотеатр, и президиум Дальневосточного научного центра. Эффектный фасад, в решение которого включены полуколонны, выходит на Светланскую (тогда Ленинскую). И вновь этюд позволяет увидеть здание таким, каким оно было в 1980-е: благородная холодная цветовая гамма (сегодня цвет стен другой), сохранившиеся в первом ярусе окна (сегодня зашиты).

В завершение хотелось бы ещё раз подчеркнуть не только художественную ценность произведений Владлена Александровича Камовского, который обладает узнаваемой авторской стилистикой, базирующей на традициях европейского искусства, но и их историческую значимость.

Выставка «Владивосток Владлена Камовского» будет доступна на сайте Музея истории Дальнего Востока до 30 июля.


Выставку подготовила Ольга Зотова,
старший научный сотрудник
Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.