Человек
Пространство
Время
Приморский музей
имени Арсеньева


Выходные в Музее: 22 и 23 апреля

21 апреля

22 апреля, суббота:

Экскурсия-квест «Загадочный дом»

Место: Дом путешественника Арсеньева (ул. Арсеньева, 7б)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-515-853
Время: 11:00

Необычная экскурсия по Дому путешественника. Дети самостоятельно знакомятся с предметами, «населяющими» дом, угадывают факты биографии В.К. Арсеньева. Для этого разработаны специальные маршрутные листы с заданиями, загадками, вопросами, на которые нужно найти ответы. Дети открывают для себя историю прошлого века в доме, построенном в веке XIX.

Разыгрываем эпизод Бородинского сражения

Место: Дом чиновника Суханова (Суханова, 9)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-432-854 
Время: 11:00

С автором цикла выставок «Война в кружевах», которая рассказывает об истории Семилетней войны (1756-1763) посредством кукольных миниатюр, разыгрываем эпизод Бородинского сражения.

Познавательно-игровая программа «Послушная глина»

Место: Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева  (Светланская, 20)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-411-173
Время: 12:00 и 15:00

Знакомство с древней технологией изготовления гончарных изделий. Послушная глина в руках «умелого мастера» превратится в самые невероятные шедевры.

Квест «Шли по морю корабли»

Место: Музей Города (ул. Петра Великого, 6)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-225-077
Время: 12:00

В музее играть можно и нужно. Во время игры-путешествия юные посетители попробуют себя в роли пингвинов и фламинго, смогут перевернуть кита посреди океана, научаться вязать морские узлы. Ребята придумают название городу на судне «Америка» и передадут азбукой Морзе секретные послания.

Детская этнографическая программа «Тайны совы»

Место: Дом путешественника Арсеньева (ул. Арсеньева, 7б)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-515-853
Время: 12:00

Сова – не только модный персонаж, но и птица, которую разные народы наделяют волшебными свойствами. Она видит в темноте, поэтому знает глубокие тайны мира и является символом мудрости и секретных знаний. Мы предлагаем детям узнать о том, как воспринимали эту птицу коренные жители Приморья удэгейцы, какие легенды складывали о ней. Научим детей изготавливать красивую совиную маску.

Мастер-класс «Закладки-зверюшки своими руками»

Место: Дом путешественника Арсеньева (ул. Арсеньева, 7б)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-515-853
Время: 14:00

Создаем красивую и оригинальную закладку для книг!

Встреча с Биргиттой Ингемансон

Место: Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева  (Светланская, 20)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-411-173
Время: 14:00

Встреча с профессором в стенах Приморского музея будет посвящена выходу очередного тома писем Элеоноры Лорд Прей. Госпожа Ингемансон после выхода первой книги продолжила систематизировать работу по отбору писем, их оцифровке, переводу, благодаря чему и появился новый сборник эпистолярного наследия знаменитой американки.
Участникам встречи будет представлена небольшая выставка новых предметов из личных вещей госпожи Прей, которые были собраны и привезены директором Приморского музея из нескольких экспедиций на родину Элеоноры.

Уютный проект «Сказки с молоком. Детям»

Место: Музей Города (ул. Петра Великого, 6)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-225-077
Время: 14:00

«Сказки с молоком» – это серия спектаклей по авторским и народным сказкам: актёр читает текст, художник иллюстрирует его в режиме реального времени, а звукорежиссёр создаёт музыкальное оформление. Сказка – кладезь человеческой мудрости.
В эту субботу − сказка «Гадкий утенок».

Детская программа «Дотянуться до звёзд»

Место: Дом чиновника Суханова (Суханова, 9)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-432-854 
Время: 14:00

В семье Сухановых были свои учёные, причастные к космосу. В комнате мальчиков хранится первый телескоп Григория Суханова. С помощью домашнего планетария можно изучать карту небесного свода и созвездия, а также просто наслаждаться великолепным видом. Красота звёздного неба не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей.

Обзорная экскурсия по Главному корпусу

Место: Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева  (Светланская, 20)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-411-173
Время: 14:00 и 16:00

Рассказ о Приморье в контексте выставок и экспозиций, представленных сегодня в залах Главного корпуса.

Экскурсия для всей семьи «Путешественник у себя дома»

Место: Дом путешественника Арсеньева (ул. Арсеньева, 7б)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-515-853
Время: 16:00

23 апреля, воскресенье:

Семейная игровая программа «Рыбий день: подводные истории»

Место: Музей Города (ул. Петра Великого, 6)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-225-077
Время: 11:00

Главные гости и участники проекта «Рыбий день: погружаемся на морское дно» – дети дошкольного возраста и их родители. Попадая в игровое пространство выставки, ребёнок становится маленькой рыбкой, которая, путешествуя по «морскому дну», знакомится с жизнью морских обитателей и получает новые знания о «подводном мире».

Тематическая экскурсия «Животные Уссурийской тайги»

Место: Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева  (Светланская, 20)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-411-173
Время: 12:00

Экскурсию и сеанс показа «Эти удивительные и необыкновенные создания. Птицы» проводит Елена Александровна Курдюкова (научный сотрудник отдела исследований).

Квест «Шли по морю корабли»

Место: Музей Города (ул. Петра Великого, 6)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-225-077
Время: 12:00

В музее играть можно и нужно. Во время игры-путешествия юные посетители попробуют себя в роли пингвинов и фламинго, смогут перевернуть кита посреди океана, научаться вязать морские узлы. Ребята придумают название городу на судне «Америка» и передадут азбукой Морзе секретные послания.

Просмотр диафильмов «Волшебный фонарь»

Место: Дом чиновника Суханова (Суханова, 9)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-432-854 
Время: 12:00

В век компьютеров, сотовых телефонов, 3D-телевизоров, интерактивных игрушек предлагаем детям просмотр диафильмов любимых сказок, рисование сказочных героев под музыкальное сопровождение, чтение и инсценировку прочитанной сказки.

Обзорная экскурсия по Главному корпусу

Место: Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева  (Светланская, 20)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-411-173
Время: 14:00 и 16:00

Рассказ о Приморье в контексте выставок и экспозиций, представленных сегодня в залах Главного корпуса.

«Пасхальные посиделки»

Место: Дом чиновника Суханова (Суханова, 9)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-432-854 
Время: 14:00

Программа в честь светлого праздника Пасхи: духовные песни и романсы в исполнении А. Левенко; беседа про пасхальные традиции, обычаи и игры; пасхальный квест − игрокам выдаются загадки в форме «Пасхального яйца». В загадке отображён предмет, который находится в доме. Тот, кто отгадает загадку и найдёт «деревянное яйцо», получает его в подарок.

Квест «Вокруг света за капитаном Мэем»

Место: Музей Города (ул. Петра Великого, 6)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-225-077
Время: 15:00

В 1856 году суда «Винчестер» и «Барракуда» из состава англо-французской эскадры вошли в бухту Золотой Рог и назвали её чудесным именем «Порт Мэй». А совсем недавно в бухте Золотой Рог была выловлена бутылка с посланием от команды Мэя, из которого мы узнаем, что с капитаном случилась беда! Стать членами команды корвета и совершить удивительное путешествие в поисках пропавшего капитана предстоит всем участникам квеста.

Экскурсия-квест «Повелители времени»

Место: Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева  (Светланская, 20)
Вопросы и запись: 8 (423) 2-411-173
Время: 15:00

Маршрут проходит по всем постоянным экспозициям, посвящённым истории, культуре города и края. В каждом из залов участникам предстоит выполнить интеллектуальные и творческие задания, найти потерянные части «старинной» летописи Дальнего Востока. Но важно здесь то, что участники не просто весело проведут время − в первую очередь, они узнают историю Приморья.

Все выходные
с 10:00 до 19:00:

Главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева (Светланская, 20)

Музей Города (Петра Великого, 6)

Дом чиновника Суханова (Суханова, 9)

Директор Приморского музея стал лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры

27 марта

Ежегодная торжественная церемония, приуроченная к отмечаемому 25 марта Дню работника культуры, прошла в Екатерининском зале Кремля. Владимир Путин вручил президентские премии для молодых деятелей культуры, а также премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Лауреатами премии для молодых деятелей культуры за прошлый год стали художник и искусствовед Вера Лагутенкова, актёр Антон Шагин и директор Приморского государственного объединённого музея имени Арсеньева Виктор Шалай.


Москва, Кремль. Церемония награждения

Владимир Путин: 
<…Сохранение и популяризация исторического и культурного наследия – цель и смысл жизни лауреата Виктора Алексеевича Шалая. Он создатель интереснейших постоянных экспозиций Приморского музея имени Арсеньева, инициатор значимых выставок и обмена коллекциями с другими региональными музеями. И в целом Виктору Алексеевичу удалось так построить работу, что Приморский музей превратился в современное, востребованное пространство истории, культуры и краеведения, стал одним из самых посещаемых в нашей стране…>

Виктор Шалай:
<…Я в свою очередь хочу поблагодарить Вас – это президентская премия – за оказанное доверие, Вашего советника Владимира Ильича Толстого, его коллег по Совету, которые предложили Вам такой выбор. Хотел бы поблагодарить свою семью и ещё своих коллег, потому что музей – дело коллективное. И если бы не коллеги, взаимодействие с которыми у меня было каждый день, никакого вклада, за который я сегодня получаю эту премию, наверное, и не было бы. Это и их премия тоже, я хотел бы, чтобы они сейчас это услышали.

И ещё я хотел бы, чтобы знали, что это отличный стимул не только развивать то, что тебе уже дано, но и строить новое. И, пользуясь случаем, я хотел бы, чтобы, когда Вы будете во Владивостоке, может быть, на Восточном экономическом форуме, Вы нашли возможность посетить музей, деятельность которого Вы так высоко оценили, посмотреть, что там появилось нового с того времени, пока Вы не бывали во Владивостоке, и послушать те идеи, о которых Вы – о некоторых – знаете, это создание новых музеев. К этому нас стимулирует и Ваша оценка, и Ваших коллег.

По-прежнему мечтаем о морском музее, чтобы в тихоокеанской столице России, в одном из самых морских городов мира такой музей был. В нём есть что показать и через него есть что рассказать о нашем реальном вкладе в мировое мореплавание, в первую очередь соседям по региону, которые всё больше и больше приезжают во Владивосток.

Спасибо ещё раз. Это очень важный день в моей жизни, в деятельности Приморского музея, и будем ждать встречи во Владивостоке…>

 

Новости «1 канал», программа «Время»:

 «Россия-Культура», программа «Худсовет»:

«Россия-Культура», новости:

«ОТВ-Приморье»:

«Россия-24»:

«Вести-Приморье»:

Материалы в СМИ по теме:

«Звери» в Японии: студенты мастерской Александра Запорожца, которые проводят мастер-класс сценического искусства для детей в Музее, выступили в префектуре Симонэ

27 марта

Студенты 3 курса Дальневосточного государственного института искусств (мастерская заслуженного артиста России, ведущего актера Театра имени Максима Горького, профессора, декана театрального факультета Александра Запорожца) представили в Японии на фестивале спектакль по пьесе Александра Вампилова «Дом окнами в поле». 

Стоит отметить, что все студенты вот уже третий год дружат с филиалом Приморского музея – Домом путешественника Арсеньева. Здесь ребята проводят прекрасный мастер-класс сценического искусства для детей 2 – 8 лет и их родителей «Звери, на подиум!». Программа очень популярна среди горожан. Даже самые стеснительные дети чувствуют себя свободно, весело принимают участие во всех театральных играх и в финале сами «превращаются» в то животное, которое им больше нравится. Довольны и взрослые, которые тоже могут при желании поучаствовать в общем веселье.

Несколько лет назад из префектуры Симонэ во Владивсток приезжала труппа Театра, в котором изучают систему Константина Станиславского. В Пушкинском театре они сыграли спектакль по пьесе Антона Чехова «Предложение». На спектакле присутствовали студенты и педагоги театрального факультета Института искусств. После спектакля в Малом зале Театра оперы и балета (Приморская сцена Мариинского театра) прошла конференция с участием актёров Театра префектуры Симонэ и студентов Института искусств. Среди прочих прозвучал вопрос: возможно ли в рамках культурного обмена между Приморским краем и префектурой Симонэ студентам Института искусств побывать со своим спектаклем в префектуре?

В конце 2016 года студентам театрального факультета ДВГИИ пришло приглашение посетить город Мацуэ в префектуре Симонэ, где проходит фестиваль, посвященный 25-летию дружеских отношений между префектурой Симонэ и Приморским краем.

В спектакле приняли участие Артур Авару, Дарья Ефимова и Анастасия Степанова. Публика с большим энтузиазмом приняла игру молодых актёров. Профессионалы же отметили интересную интерпретацию пьесы, оригинальное сценическое решение и высокий уровень владения мастерством начинающих исполнителей.

Студенты получили грамоту и благодарность от властей префектуры Симонэ и личный подарок руководителей театра префектуры – маску счастья, вручение которой японский режиссёр сопроводил шутливым ритуалом: каждый участник спектакля должен был обязательно на несколько секунд надеть её, чтобы влияние маски счастья распространилось на его жизнь.

Транзит: Осип Мандельштам и Владивосток

27 февраля

Пожалуй, одна из самых трагичных историй владивостокского «Транзита» — транзита в один конец. 126 лет со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама исполнилось 15 января 2017 года. Поэт, вернее, скульптор, анатом и композитор слова, он оказался во Владивостоке в октябре 1938 года, после долгих мытарств по ссылкам и судам, начавшихся еще в 1934 году печально известным стихотворением, посвящённым Иосифу Сталину:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, куёт за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая груд осетина.

Илья Эренбург называл это стихотворение «стишками», Борис Пастернак, выслушав его из уст автора, сказал: <…То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия…>. Даже жена, Надежда Яковлевна, в воспоминаниях своих говорит о справедливости оценки этих стихов как одноплановых, лобовых, случайных в творчестве Осипа Мандельштама.

Одна только Анна Ахматова, которая вообще относилась к Мандельштаму, как пишет искусствовед Виталий Виленкин, как к «какому-то чуду поэтической первозданности, чуду, достойному восхищения», отметила эстетическую ценность этих стихов.

 

Родился Осип Эмильевич Мандельштам 15 (3 по старому стилю) января 1891 года в Варшаве, в семье богатого еврейского торговца кожами. Вскоре семья переезжает в Петербург. Глубокую борьбу в течение всей жизни будут вести в поэтическом сознании Осипа Эмильевича величие и холодная красота Петербурга, с которым он познакомился в самые ранние годы, и патриархальный, родной, но отвергаемый уклад иудейского быта. Позже он будет писать:

<…Никогда я не мог понять Толстых и Аксаковых, Багровых-внуков, влюбленных в семейственые архивы с эпическими домашними воспоминаньями… Разночинцу не нужна память, ему достаточно рассказать о книгах, которые он прочел, − и биография готова…>

Закончив в Петербурге Тенишевское училище, в 1907-1908-м годах Мандельштам слушает лекции на словесном факультете Парижского университета, в 1909- 1910-м занимается романской филологией в Гейдельбергском университете в Германии, путешествует по Швейцарии и Италии. Именно тогда Мандельштам оказывается под впечатлением от европейской готики, которая станет сквозным символом его поэтической образной системы.

В 1910-е годы стало понятно, что символизм, появившийся в конце прошлого века как новое слово в русской литературе, достиг кризиса. В противовес символистическим стремлениям к небесному, к миру идеального, Осип Мандельштам вместе с Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым объединили вокруг себя последователей течения акмеизм, провозглашавших в поэзии золотое равновесие земного и небесного. В 1913 году Мандельштам написал статью «Утро акмеизма», в которой нашла отражение сущность акмеистического взгляда на мир и искусство, были сформулированы принципы поэтики акмеизма. Опубликована статья была только в 1919 году.

В этом же году Мандельштам женится на Надежде Яковлевне Хазиной, которую встречает в Киеве во время скитаний по югу России. Надежда Яковлевна посвятила себя мужу и его поэзии. Позже она напишет: <…Жизнь моя начинается со встречи с Мандельштамом…>.

После революционных событий начинаются тёмные годы. Голодная, необустроенная жизнь, мрачные, тревожные настроения сопровождали тяжёлую работу над прозой, переводами, стихотворениями, пронизанными гражданскими мотивами.

Апофеозом поэтически-политической смелости стало написание в 1933 году стихотворения про «кремлёвского горца». Можно по-разному трактовать художественность стихотворения, но с политической точки зрения предавать эпиграмму на Сталина огласке было роковым шагом.

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Осип Мандельштам был арестован. Вскоре последовала первая ссылка – в Пермский край, город Чердынь. Неизменно, до самого рокового приговора к каторжным работам, во всех ссылках и скитаниях поэта сопровождала жена. Она писала во все инстанции, обращалась к оставшимся друзьям, знакомым, неравнодушным к Осипу Эмильевичу и его творчеству.

Наконец, при содействии Николая Бухарина Мандельштаму было позволено самостоятельно выбрать место для проживания – за исключением крупнейших 12 городов страны. Так, случайным образом на три года домом для Мандельштамов стал город Воронеж. Здесь он пишет «Воронежские тетради» – венец творчества поэта по мнению многих критиков.

В 1937 году заканчивается срок «воронежской ссылки», и Мандельштамы возвращаются в Москву, а затем уезжают сначала в Калинин (ныне Тверь), а потом в профсоюзную здравницу Саматиха (Московская область). В Саматихе поэта арестовывают повторно в ночь с 1 на 2 мая – меньше чем через два месяца после приезда. На этот раз формальный повод – заявление секретаря Союза писателей СССР В. Ставского. Уже 8 сентября 1937 года, получив 5 лет трудовых лагерей за контрреволюционную деятельность, Осип Мандельштам отправляется этапом на Дальний Восток, на Колыму, но не доезжает до пункта назначения.

Пишет в рассказе о последних часах Мандельштама «Шерри-бренди» Варлам Шаламов, тоже «опальный» советский писатель, встретивший во Владивостокском пересыльном лагере свое 30-летие по пути на Колыму:

<…Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук с белыми бескровными пальцами и грязными, отросшими трубочкой ногтями лежали на груди, не прячась от холода Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Рукавицы давно украли; для краж нужна была только наглость – воровали среди бела дня. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и закованное круглой решеткой, было прикреплено высоко под потолком. Свет падал в ноги поэта – он лежал, как в ящике, в темной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Время от времени пальцы рук двигались, щёлкали, как кастаньеты, и ощупывали пуговицу, петлю, дыру на бушлате, смахивали какой-то сор и снова останавливались.

Подумайте, как ловко он их обманет, тех, что привезли его сюда, если сейчас умрёт, – на целых десять лет. Он был несколько лет назад в ссылке и знал, что он занесён в особые списки навсегда. Навсегда?! Масштабы сместились, и слова изменили смысл…>

Осип Эмилевич скончался 27 декабря 1938 года. Легенд и версий обстоятельств смерти поэта множество. Среди распространённых версий фигурируют истории и о расчленении Мандельштама на части – по «четырём ведрам», и о том, что тело его, напротив, оставалось в бараке ещё несколько дней и соседи получали за него пайку хлеба. Немало и тех, кто якобы лично находился рядом в момент, когда оборвался жизненный путь поэта. Также споры о точном месте его захоронения продолжаются до сих пор. Краевед Валерий Марков считает, что  <…на месте оврага, куда было брошено тело поэта, сейчас стоят дома, начинающие улицу Вострецова…>.

Свидетельство о смерти Осипа Мандельштама

Надежда Мандельштам о смерти мужа узнала в 1939-м. Это было начало «бериевского времени», некоторые дела, заведённые при Ежове, пересматривались.

Обращение Н.Я. Мандельштам от 19 января 1939 года к Наркому внутренних дел СССР, генеральному комиссару госбезопасности СССР Л.П. Берии:

<…Уважаемый товарищ Берия!

В мае 1938 года был арестован поэт Осип Эмильевич Мандельштам; из его письма мне известно, что он осужден Особым совещанием на пять лет СВИТЛ за контрреволюционную деятельность (в прошлом у Мандельштама имелась судимость по 58-й статье за контрреволюционные стихи).

Вторичный арест 1938 г. явился полной неожиданностью. К этому времени Мандельштам закончил книгу стихов, вопрос о печатании которой неоднократно ставился С.С.П. Мы скорее могли ожидать его полного восстановления и возвращения к открытой литературной деятельности, чем ареста.

Мне неясно, каким образом велось следствие о контрреволюционной деятельности Мандельштама, если я — вследствие его болезни в течение ряда лет не отходившая от него ни на шаг — не была привлечена к этому следствию в качестве соучастницы или хотя бы свидетельницы.

Прибавлю, что во время первого ареста в 1934 г. Мандельштам болел острым психозом — причем следствие и ссылка развернулись во время болезни. К моменту второго ареста Мандельштам был тяжело болен, физически и психически неустойчив.

Я прошу Вас:

  1. Содействовать пересмотру дела О.Э. Мандельштама и выяcнить, достаточны ли были основания для ареста и ссылки.
  2. Проверить психическое здоровье О.Э. Мандельштама и выяснить, закономерна ли в этом смысле была ссылка.
  3. Наконец, проверить, не было ли чьей-нибудь личной заинтересованности в этой ссылке. И еще — выяснить не юридический, а скорее моральный вопрос: достаточно ли было оснований у НКВД, чтобы уничтожать поэта и мастера в период его активной и дружественной поэтической деятельности.

Надежда Мандельштам…>

Однако добиться реабилитации мужа по «повторному делу» у Надежды Яковлевны вышло только в 1956, когда началась «оттепель». А вот оправдания по делу 1934 года, последовавшей только в 1987, она так и не дождалась, уйдя из жизни в 1980 году.

Владивосток стал первым городом в России, где был установлен памятник поэту. 1 октября 1998 года, в год 60-летия со дня смерти, скульптура Осипа Мандельштама появилась  в парке около Дома Молодёжи, неподалёку от места, где находился тот самый пересыльный лагерь. Там он подвергался нападениям вандалов: памятнику отбили нос, дважды обливали его белой краской. Валерий Ненаживин, приморский скульптор, который изваял памятник на свои средства ещё в конце 1980-х годов, был вынужден забрать его обратно в мастерскую и заново отлить в чугуне. В 2003 году памятник нашёл своё постоянное место жительства в сквере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Теперь там ежегодно ко дню рождения поэта проводятся чтения, на которые собираются литераторы, преподаватели, студенты. В 2011 году совместными усилиями Всероссийского фонда «Русский мир» и ВГУЭС был выпущен сборник «…Стихов виноградное мясо». Он собрал произведения Осипа Мандельштама, переведённые на китайский, вьетнамский, японский, корейский и английский иностранными студентами, изучающими русский язык.

Бесшумное веретено
Отпущено моей рукою.
И − мною ли оживлено −
Переливается оно
Безостановочной волною −
Веретено.

Все одинаково темно;
Все в мире переплетено
Моею собственной рукою;
И, непрерывно и одно,

Обуреваемое мною
Остановить мне не дано −
Веретено.

Жизненная нить Осипа Эмильевича Мандельштама прервалась во Владивостоке, но веретено его поэтического, художественного, эстетического наследия безостановочно крутится, вплетая его удивительно красивые, чарующие стихотворения в ткань нашей современной культурной и духовной жизни. Мандельштама читают, любят, помнят по всему миру – от Москвы до Владивостока, от Варшавы, родного города поэта, до Рима, от Амстердама до Вашингтона.

 

Стена дома со стихотворением поэта в Лейдене, «Памятник любви» Осипу и Надежде Мандельштам в Амстердаме, улица Мандельштама в Варшаве. Чтобы просмотреть всю ленту, нажмите на фотографию >>>

Елизавета ДРОБЫШЕВА

Исторические хроники: 30 лет пожару на пассажирском лайнере «Туркмения»

20 декабря 2016

Событие, которое могло стать большой трагедией, но попало в учебники по мореходству: в ночь с 9 на 10 ноября 1986 года загорелся в Японском море (неподалёку от поселка Преображение) пассажирский лайнер «Туркмения». На борту находилось 290 пассажиров, большинство из них – дети, всего вместе с экипажем – 413 человек. Погибли, задохнувшись в дыму, двое. ЧП на «Туркмении» стало едва ли не уникальным фактом в новейшей истории отечественного судоходства, когда по итогам расследования происшествия такого масштаба практически никого и никак не наказали, потому что сделано всё было абсолютно и единственно верно.

Пассажирское судно «ТУРКМЕНИЯ». Построено в 1961 году на верфи имени Матиаса Тезена (Mathias Thesen Werft), город Висмар, ГДР. Длина – 122,15 м, ширина – 16,01 м, высота борта – 7,63 м, осадка – 5,25 м. 2 главных двигателя «MAN-DMR», мощность – 8300 л.с., скорость – 16,5-18,0 узлов.

<…Была в Приморье в поздние советские времена такая практика: на осенних школьных каникулах лучших старшеклассников отправляли в морской круиз вдоль побережья Приморского края – от Владивостока до Тернея и обратно. Вот и в ноябре 1986 года лучшие детские творческие коллективы собрали в краевом центре, посадили на комфортабельный пассажирский теплоход «Туркмения» и отправили в пятидневный круиз. Командовал судном 32-летний Владимир Клим, на тот момент один из самых молодых и перспективных капитанов Дальневосточного морского пароходства…> «ЧП в Японском море»

<…«Туркмения» посетила Находку, Преображение, Ольгу и легла на обратный курс – во Владивосток прибытие планировалось вечером 10 ноября, как раз к завершению школьных каникул. На стоянках спасательные шлюпки были вывалены за борт до уровня причала, и члены экипажа чистили-драили, шпаклевали и подкрашивали эти главные средства спасения…> «Туркмения» в огне» (часть 1)

Пристать во Владивостоке «Туркмении» было не суждено: из-за вспыхнувшего в машинном отделении пожара пришлось внепланово проверить состояние спасательных шлюпок и готовность экипажа к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

<… копия приказа № 1030 от 28.11.1986 года по Дальневосточному морскому пароходству:

«10 ноября в 00.25 при нахождении судна в точке с координатами 41 градус 51 минута северной широты и 133 градуса 37 минут восточной долготы в машинном отделении произошёл пожар.

Пожарная тревога была объявлена немедленно. Но огонь, несмотря  на усилия пожарных расчётов, продолжал распространяться по всему судну…

Оценив обстановку до двух минут, капитан изменил характер тревоги и объявил эвакуацию пассажиров и части членов экипажа … в основном женщин. В 00.43 был подан сигнал бедствия. В 00.48 шлюпки и плоты с  пассажирами и большей частью экипажа были отведены от борта. На судне остались 29 членов экипажа для борьбы за плавучесть. В 03.30 с подходом к месту аварии СТР «Важгорск» и теплохода «Приамурье» началась пересадка пассажиров и экипажа со спасательных шлюпок и плотов на суда. С ухудшением погоды аварийную партию с теплохода «Туркмения» сняли, видимые очаги пожара подавил подошедший буксир «Тайфун» подачей пены через лафетные стволы. В 13.30 началась буксировка  «Туркмении», и 11 ноября 1986 года в 07.50 судно было прибуксировано в порт Находка»…> «Туркмения» в огне» (часть 2)

10 ноября 2016 года, ровно через 30 лет после той ночи, на заседании Исторического клуба в музее имени Арсеньева собрались участники событий на лайнере «Туркмения». Пришёл капитан судна, Владимир Георгиевич Клим – именно его решения, помноженные на слаженность команды и подготовленность спасательных средств, позволили тогда избежать самого страшного.

Исторический клуб 10.11.2016 г. Чтобы посмотреть всю ленту, нажмите на фотографию >>>

<…Вспоминает Владимир Клим:

Первая мысль о пассажирах (там дети! и женщины!) – нужно немедленно объявлять шлюпочную тревогу и срочную эвакуацию из внутренних задымленных помещений! Ведь в ближайшие минуты в коридорах могут быть закрыты металлические противопожарные двери и жертв не избежать! Вторая мысль – не допустить паники среди пассажиров. Паника на пассажирском судне – страшнее любого пожара.

…собрал нервы в кулак и самым спокойным голосом, на какой только был способен, сделал объявление по всем пассажирским помещениям: «Всем пассажирам необходимо тепло одеться, взять спасательные жилеты и срочно выйти на открытую шлюпочную палубу к своим шлюпкам. Руководителям групп пересчитать своих детей и доложить». Только успел произнести последние слова, как судовая трансляция перестала работать − перегорели кабели…> «Туркмения» в огне» (часть 1)

Пришли на встречу и пассажиры – Сергей Ерёмин, журналист Светлана Шпилько, один из ребят, Андрей Жолобов; из числа преподавателей-наставников и воспитателей − художник Виктор Пантелеевич Белоусов и А.Н. Васильева.

Сергей Ерёмин передал Музею обгорелый ключ от каюты 106, и бинокль, который пострадал при пожаре в каюте капитана.

<…1986 год стал годом самых больших катастроф для советского пассажирского флота. В апреле флагман пассажирского флота СССР теплоход «Михаил Лермонтов» (только что отремонтированный на немецкой верфи за 8 млн. долларов) выполнял круизный рейс с австралийскими пассажирами на борту. Выйдя из порта Пиктон и огибая мыс Джексон Хед на северо-западной стороне южного острова Новой Зеландии, теплоход пропорол себе днище и утонул, не дойдя до берега буквально несколько кабельтовых. К счастью, все пассажиры и экипаж успели высадиться на шлюпки и были спасены подошедшими судами. Погиб один член экипажа — электромеханик.

В августе того же года произошла настоящая трагедия: на рейде Новороссийска столкнулись пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и грузовое судно «Петр Васев»; погибли сотни людей. Расследование проводила правительственная комиссия под руководством кандидата в члены Политбюро Г. Алиева. Полетело много голов и в Министерстве морского флота СССР, и в Черноморском морском пароходстве, да и в партийных органах. Была снята с работы практически вся верхушка Одесского обкома КПСС.

А в ноябре случается пожар на полной детей «Туркмении». Вот теперь-то и стоит сказать об уникальности того ЧП. Я пишу о море и моряках уже более трети века; на моей памяти это первый и единственный случай, когда по итогам всех проведенных расследований капитана никак не наказали. Более того, старые капитаны пароходства, зубры, знающие толк в хорошей морской практике, прошедшие Крым и рым, настаивали на представлении Клима к государственной награде.

Вместо награды крайком КПСС — история с пожаром стояла отдельным вопросом на заседании бюро — влепил Климу партийного «строгача» с занесением в учетную карточку. В иерархии партийных наказаний следующим могло быть только исключение из партии, что означало «волчий билет» и фактический запрет на профессию. Ироничные коллеги тогда успокаивали Клима тем, что в такой ситуации партийный «строгач» лучше любого ордена…> «ЧП в Японском море»

При подготовке публикации использовались материалы:
«Туркмения» в огне» (часть 1) – «Владивосток», Андрей Островский, Сергей Грибин.
«Туркмения» в огне» (часть 2) – «Владивосток», Андрей Островский, Сергей Грибин.
«ЧП в Японском море» – «Новая газета во Владивостоке» № 364, 10 ноября 2016, Андрей Островский.

×