… в семи сеансах

2 ноября 2016

Новая выставка в Главном корпусе (ул. Светланская, 20) рассказывает о фильмах, снятых во Владивостоке и Приморском крае в период с середины прошлого столетия до второго десятилетия века текущего. Данный проект попытка осуществить историко-поэтическое исследование образности территории. Каждый фильм представлен документами, выдержками из критических статей, фотографиями, иными артефактами и выполняет функцию отправной точки, позволяющей взглянуть на роль кинематографа в структуре социально-культурной жизни региона. 

Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016 Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016 Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016 Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016

Чтобы посмотреть всю ленту, нажмите на фотографию >>>

В прошлом столетии Владивосток и Приморский край нередко превращались в съёмочную площадку. Живописные ландшафты, неординарный исторический контекст и очарование портового города привлекали режиссёров и сценаристов, избиравших эту далёкую от столичных городов территорию для воплощения своих замыслов. Некоторые из снятых в регионе фильмов получали международную известность и становились памятными страницами истории мирового кинематографа. В самом сердце Уссурийской тайги великий японский режиссер Акира Куросава снимал свой прославленный фильм «Дерсу Узала». Антуражем драмы Виталия Каневского «Замри, умри, воскресни» – одного из самых ярких фильмов рубежа 1980-90-х годов – стали шахтёрский посёлок Сучан (ныне город Партизанск) и столица Приморья. Во Владивостоке также действовала местная студия «Дальтелефильм», ежегодно выпускавшая документальные фильмы.

После распада Советского Союза и последующего социального и экономического кризиса местное кинопроизводство пришло в упадок. Переход в новую экономическую реальность изменил в целом состояние отечественной киноиндустрии. Некоторое время регион если и упоминался в связи с кинопроизводством, то лишь эпизодически, однако в новом тысячелетии ситуация начала постепенно меняться. Основанный в 2003 году Международный Фестиваль «Меридианы Тихого», многочисленные инициативы молодых режиссёров, развитие рекламной и телевизионной индустрии – яркие эпизоды новейшей истории региона, за которыми, вероятно, последуют новые кинематографические высказывания.

Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016

Проект получил название «…в семи сеансах», потому что за основу были выбраны семь фильмов, знаковых для региона и кинематографа. Каждый из них олицетворяет определенную эпоху — с конца 60-х до конца «нулевых».

Андрей Василенко, кинокритик, куратор проекта (из интервью для VL.ru, текст Валерии Федоренко):

<…«Пароль не нужен» Бориса Григорьева. Это первый фильм, где появляется разведчик Максим Исаев — Макс Отто фон Штирлиц. Он поставлен по одноименной книге Юлиана Семенова. Я нашёл интересную статью в журнале «Смена» за 1967 год (фильм делали к юбилею революции, и номер был посвящён Дальнему Востоку). Там описывают, как они снимали фильм во Владивостоке, как группа готовилась к съемкам, как режиссёр работал в местных архивах — тогда о революционных событиях на Дальнем Востоке было мало информации, многие архивы были закрыты. Фильм, конечно же, предельно идеологизирован, но при этом создан в историко-приключенческом жанре. Это не «высокая» пропаганда, а романтизация революции, представленная как захватывающая история борьбы.

«Алька и старый капитан» Юрия Шепшелевича, снятый на базе «Дальтелефильма», – мы через эту ленту расскажем и о студии, и о местном кинопроизводстве, которое, к сожалению, закончилось в 90-х. Эта удивительная работа 1967 года показывает, что в большой советской империи не всё было сосредоточено в метрополии. «Дальтелефильм» – это вообще отдельная глава выставки, над которой всё еще продолжается работа.

Разумеется, в выставку включен легендарный фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Это культовая картина, обладатель множества призов, включая «Оскар» за лучший иностранный фильм. Сюжет связан с «главным героем» нашего музея, одним из самых выдающихся исследователей региона Владимиром Арсеньевым. Куросава многие годы был под впечатлением от литературного наследия Арсеньева и мечтал снять этот фильм.

Следующая картина – мой личный фаворит – фильм «Замри-умри-воскресни!» Виталия Каневского, который снимался в Партизанске (тогда он назывался Сучаном), где родился режиссёр, и во Владивостоке. В 1990 году этот фильм участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля «Особый взгляд» и получил приз «Золотая камера» за лучший дебют. Это вообще один из самых престижных призов в мире кино. Режиссёр был уже взрослым, сформировавшимся человеком с трагической судьбой. По ряду причин он не мог работать в советское время, и в конце 80-х ему дали возможность сделать свою дипломную работу для ВГИКа, где он учился, но был отчислен (в том числе он несколько лет провел и в колонии). И он рассказывает историю своего детства, послевоенного тревожного времени. Эта работа в свое время поразила зарубежных и отечественных критиков. Мы нашли интересную обложку французского журнала «Кайё дю Синема», и я сейчас пытаюсь достать хотя бы её сканы — в номере, посвященном Каннскому фестивалю, есть огромная статья об этом фильме.

90-е годы будут представлены местным фильмом «Сабс» Глеба Телешова, известного фотографа и видеохудожника. Он закончил эту ленту в 1995 году, используя старую, практически списанную пленку. Ряд ролей сыграли представители местной, так сказать, творческой интеллигенции — например, лидер группы «Листья травы» Юрий Логачёв. Фильм поставлен по рассказу Керуака «Подземные». Фестивальная судьба картины была успешной: ее показали в программе «Форум нового кино» Берлинского кинофестиваля, она завоевала ряд призов, в том числе Гран-при фестиваля «Молодость» в Киеве.

«Нулевые» мы представим фильмом «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Эта лента отражает все основные тенденции конца «нулевых» в отечественном кино. Она эмблематична, а с именем Хомерики, как и рядом других режиссёров, связано такое понятие, как «новая русская волна», были большие надежды на развитие российской независимой сцены. Этот фильм связан с кинофестивалем, о котором в выставке будет отдельная глава. Хомерики приехал во Владивосток в 2007 году, чтобы представить свой дебютный фильм «977» в программе фестиваля, был очарован городом и в следующем году вернулся специально снимать новый фильм. Его короткометражный фильм «Вдвоём» был отмечен в Каннах, и по регламенту следующий полнометражный фильм режиссёра должен был обязательно быть включен в программу. И «Сказка про темноту» демонстрировалась во втором конкурсе «Особый взгляд» в Каннах, прошла по многим фестивалям.

А открывать выставку будет фильм «Владивосток!» Ф.Дж. Оссанга, известного авангардиста. В 2007 году картина была снята непосредственно во время кинофестиваля по сценарию на тот момент еще школьника Тихона Макарова. Оссанг, вдохновленный городом, вернулся через несколько недель к нам снимать еще один фильм — «Небо гаснет», который также демонстрировался на множестве фестивалей. А эта лента, в свою очередь, оказалась своего рода прологом к его следующей работе «Оружие дхармы»…>

Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016

Выставка будет работать до конца января. За это время она будет трансформироваться и дополняться. Запланирована насыщенная событиями программа, в том числе и показы фильмов.

Приморский музей имени Арсеньева выражает благодарность за помощь в подготовке выставочного проекта, а также за предоставленные материалы из частных архивов Наталье Тимофеевой и Глебу Телешову; генеральному директору МКФ «Меридианы Тихого» Ефиму Семёновичу Звеняцкому; исполнительному директору МКФ «Меридианы Тихого» Наталье Акимовне Шахназаровой, генеральному директору «Vladivostok Film Commission» Дмитрию Щевцову и учредителю «Vladivostok Film Commission» Александру Сергеевичу Долуде; Наталье Наумчик, Руслану Вакулику Евгению Майзелю и редакции журнала «Искусство кино».

Открытие выставки «... в семи сеансах» 01.11.2016

Из материалов выставки:

Алан Паркер (режиссёр, сценарист)
Опубликовано в журнале «Сеанс» (№2/1990/рубрика «Сеансу отвечают»)
<…Я не буду сравнивать уровни вашей и нашей киноаппаратуры, плёнки, съёмочного процесса и оплаты этого процесса. Вы сами, насколько я знаю, очень бурно обсуждаете столь важные проблемы в своей печати и в частных разговорах. Только скажу: да, проблемы важные, но не главные. Аппаратура, плёнка и так далее — всего лишь средство для достижения цели. А цель — сделать Кино, сделать Фильм. Я посмотрел ленту «Замри-умри-воскресни» и заявляю: никакие технические средства не заменят таланта. И талант режиссёра Каневского заменил, вернее, отменил для меня все разговоры о несовершенстве…>

Ф. Маркова, «Не смолкнет слава…»
Опубликовано в журнале «Советский экран» (№3/1982)
<…Фильм вместил далеко не все исторические факты, да это и не входило в задачи авторов. Динамичное, насыщенное перипетиями политической борьбы киноповествование помогло им создать запоминающийся образ пламенного революционера, народного вожака Константина Суханова, воскресить на экране лишь несколько драматичных дней борьбы большевиков за судьбу молодой Советской республики. Знаменательно, что картина выпущена к шестидесятилетнему юбилею СССР, когда каждый советский человек мысленно оглядывает великий исторический путь, пройденный страной. Знаменательно, что в центре ее оказался человек, чьё имя в Хабаровске на съезде большевиков в 1918 году было названо в списке почётного президиума вместе с именами Ленина и Либкнехта. Фильм «Владивосток, год 1918» вносит имя Константина Суханова в список киногероев, шагнувших из легенды в жизнь…>

Вероника Хлебникова
Опубликовано на сайте журнала «Сеанс» ( 21 мая, 2009)
<…Мир, вообще, — не самое свежее место, к тому же страдает аутизмом, давно ни от кого ничего не хочет, ни героев, ни подвигов, ни любви, натаскивает своих младенцев на автоматизм эмоций и словоупотребления, и обитатели его, потерявшие связь с реальностью, в сущности, освободились. Ангелина, старый сухой младенец на стройных ногах, видит сны про мамин будильник и папин табак, а в темноте находится не по страшному метафизическому проклятию, а так, как пребывает в ней непроявленный снимок. Может быть, тезис «человеку нужен человек» нуждается в дополнении. Человеку нужен человек внутри себя…>

Эурику де Барруш (португальский кинокритик и журналист)
Полный текст опубликован в журнале Observador (07.08.2016)
<…Есть в этом фильме [«Дерсу Узала»] что-то от классических «вестернов» или от книг Жюля Верна, относимых к этому жанру и действие которых разворачивается в не столь далекие эпохи. Перед нами не просто приключение, но также редкая по красоте кинематографическая поэма, поющая гимн природе, которая может быть равно прекрасной и несущей погибель, природу можно назвать третьим персонажем этой истории; это также поэма о трогательном благородстве чувств, примером которого являются отношения между Арсеньевым и Узалой и то, как последний учит своих спутников узнавать, чувствовать и с уважением относиться к миру природы и быть щедрым по отношению к тем, кто проходит теми же лесными путями или живет их дарами…>

Вести-Приморье (ВИДЕО)

Материалы в СМИ по теме: